Источник: Н. В. БУДУР. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВИКИНГОВ. IX-XI ВЕКА
Скальдическая поэзия, столь похожая на вязь скандинавской резьбы, очень трудна для восприятия современным человеком. Для того чтобы объяснить, чем именно, приведем сразу подстрочный перевод одной из вис (строф):
Готова тому, кто был добр в сердце,
Золотая рака моему
Славлю я святого конунга
Он посетил богов господина.
Читатель XXI века вряд ли догадается, что для викингов она звучала приблизительно так же, как для нас звучит следующая строфа:
Готова златая рака
Доброму сердцем
Моему господину святому,
Любимцу богов,
Которого я прославляю.
В приведенной висе обращает на себя внимание крайняя запутанность, с современной точки зрения, текста. Именно в изощренной форме и заключался смысл скальдической поэзии, ибо форма должна была не обнаруживать смысл, то есть актуальное настоящее, и так хорошо известное аудитории скальда, а, наоборот, с помощью особых, строго регламентированных, приемов скрывать его, ибо только особая вычурность формы и возможность ее варьирования заново в каждой новой висе могли сделать простой факт настоящего предметом поэзии.
Многочисленные кеннинги с эпитетами почти не оставляют места в строке для сообщения каких-либо фактов, ибо объемы строки были строго ограничены законами скальдического творчества.
Кеннинг – это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое, например, "дракон моря" – корабль. Приведем наиболее распространенные кеннинги: "буря копий" (битва), "море меча" (кровь), "огонь битвы" (меч). Могли быть и многоступенчатые кеннинги.
Например, известный скандинавист М. И. Стеблин-Каменский приводит следующий кеннинг: "метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев", где "конь корабельных сараев" – корабль, "луна корабля" – щит, "ведьма щита" – секира, "вьюга секиры" – битва, "огонь битвы" – меч, а "метатель меча" – воин, то есть просто "он"!
По сути дела, виса – это не текст в современном смысле этого слова, ибо она практически ничего не сообщает о конкретном событии. И если для слушателей скальда герои висы были легко узнаваемыми людьми, а о событии не было необходимости сообщать всю информацию, но лишь часть ее, для воспроизведения картины целого, то для современного слушателя висы нуждаются в комментарии.
Именно поэтому при записи саг в XIII веке возникла необходимость в объяснении, когда и в связи с каким событием была сочинена та или иная виса. В противном случае создавалась опасность неправильного толкования.
Скальды всегда сочиняли висы о том, что видели сами или, по крайней мере, слышали от очевидцев. "Вы должны, – говорил конунг Олав Харальдссон скальдам перед своей последней битвой, – быть здесь и видеть то, что произойдет. У вас тогда будут не одни только рассказы других. Ведь вы должны после рассказывать и сочинять стихи обо всем этом".
Скальдические стихи сочинялись по свежим следам событий, их содержание было заранее предопределено фактами действительности.
Основная заслуга скальдов состоит в том, что они впервые избрали предметом поэзии не эпическое прошлое, а единичный факт настоящего, часто самый прозаический.
Невозможность высказать в глаза заведомую ложь, следовавшая как из актуальности (современности) самих вис (ибо описываемые события всегда были известны слушателям, а многие принимали в них непосредственное участие), так и из веры древних скандинавов в магическую силу слова106 (лживое слово – посягательство на благополучие того, кому льстят), была на протяжении многих веков доказательством верности скальдических стихов, многие из которых использовались в качестве исторических источников.
Скальдическую поэзию можно назвать хитросплетением речи, полной условностей и завуалированных намеков, ориентированных на догадливость и определенный фонд знаний слушателей.
Она качественно отличается от эпической поэзии – песен "Старшей Эдды", в которых собраны все известные нам сказания о богах и героях древнего Севера. Ибо сказители, передававшие из поколения в поколение песни "Эдды", считали, что лишь воспроизводят древние строки и легенды, и ничего не могли добавить от себя. Они не осознавали себя авторами строф – в отличие от скальдов, которые первыми в истории литературы стали считать себя непосредственными авторами, хотя их авторство и было направлено лишь на форму, но не на содержание.
Скальдическое искусство исконно было связано с рунической магией. М. И. Стеблин-Каменский писал, что "вырезание рун и сочинение скальдических стихов сходны как тип творчества.
Из того, что скальды говорят в своих стихах о своем искусстве, очевидно, что они осознавали его как владение определенной формой, как умение зашифровать содержание посредством определенной фразеологии и в то же время как способность оказать определенное действие – прославить, в случае хвалебной песни, и посрамить, уничтожить, в случае хулительных стихов. Но, как явствует из того, что рунические мастера говорят о своем искусстве, они тоже осознавали его как владение определенной формой, как умение вырезать руны в определенном порядке и т. д., и в то же время как способность оказать, в силу владения этой формой, определенное действие – защитить могилу, отогнать злые силы и т. д."
Изощренная форма стихов скальдов и рунических заклятий обеспечивала не только их действенность, но и временную сохранность в целости и невредимости, а следовательно, и временную действенность.
В некоторых надписях на шведских рунических камнях сам резчик рун называет себя скальдом. В "Младшей Эдде" слова "искусство скальдов" и "руны" используются как синонимы. Известный исследователь древнескандинавской литературы Ян де Фрис писал: "Вполне вероятно, что древнеисландское слово "скальд" означало "сочинитель хулительных стихов"".
Слово "скальд" (skáld) в древнеисландском языке было среднего рода, так же как некоторые слова, обозначавшие сверхъестественные существа. Возможно, это было связано с представлением о безличной, но очень могущественной силе, проявляющейся в поэзии скальдов и ее направленном воздействии.
В древнеисландском языке есть и другое слово, обозначающее поэта и одновременно жреца и хранителя мудрости, – это слово "тул". Исследователи считают, что в обязанности тула входило и произнесение сакральных культовых текстов. Тулы произносили свои заклинания с так называемого "престола тула" (ср. ниже с престолом или помостом пророчицы). Само название тула произошло от глагола, который означает "говорить вполголоса, бормотать". В "Речах Высокого" тулом называется Один, владеющий сакральной магической силой рун.
"Последняя вспышка веры в магическую силу поэтической формы, – писал М. И. Стеблин-Каменский, – была в Исландии в XVII веке, когда возникло множество народных сказок о магических стихах так называемых сильных поэтов. В сказках этих рассказывается, как строфа сильного поэта вызывала проказу или другую тяжелую болезнь, даже смерть, поднимала мертвеца из могилы и т. д. Такие строфы обычно импровизировались, причем считалось, что если человек сможет сразу же ответить на обращенные к нему стихи, подхватив рифму или завершив строфу, то тем самым магическое действие стихов парализовывалось. Сочинялись также длинные стихотворения, которые были по существу заклинаниями. Многие такие стихи сохранились. "Сильным поэтом" считался, в частности, Хатльгрим Пьетурссон, наиболее знаменитый поэт XVII века, автор рим107, сатирических стихов и особенно псалмов и вообще религиозной поэзии. В народной сказке рассказывается, что однажды Хатльгрим убил своим четверостишием лисицу, которая причинила много вреда. Он увидел ее в окно церкви во время службы – он был священником – и не мог удержаться от того, чтобы не сочинить о ней тут же уничтожающее четверостишие".
Таинственные знания можно почерпнуть из "внешнего мира" – мира за границами своей усадьбы. Тут надо напомнить о замкнутости пространства для древних скандинавов. Исландия для них была, как мы помним, центром мира, вокруг которого были расположены все остальные страны.
Контраст Исландия – не Исландия находит свое отображение и в мифе (Мидгард – Срединный мир и Утгард – Внешний мир), и в противопоставлении в скандинавском праве двух категорий двора, земель – "в пределах ограды" и "за оградой".
Выйдя "за ограду", человек оказывался в "чужом", нечеловеческом, пространстве, где можно было легко вступить в контакт со сверхъестественным и обрести тайное знание. Существовало даже специальное выражение – "сидеть снаружи" для обретения сокровенного знания (мудрости). Было известно также, что колдуны для занятий волшбой выходили ночью за пределы двора.
"Не случайно и фигура скальда, – пишет Е. А. Гуревич, – избранника Одина, получившего от него в дар глоток чудесного, обладающего силой непосредственного магического воздействия напитка, равно как и сам его "податель", верховный бог поэтов, отмечены печатью Утгарда. С наибольшей рельефностью это представление о поэте как о существе маргинальном и опасном, отчасти принадлежащем "чужому" миру и способном по своему выбору вступать в контакт со сверхъестественным, внечеловеческим, нашло отражение в фигуре Эгиля и его прямых предках по мужской линии. Все они, как известно, были скальдами.
Дед Эгиля Ульв считался оборотнем (bamramr), за что и был прозван Kveld-úlfr (Вечерний Волк): по вечерам он начинал избегать людей и делался сонливым – верный признак того, что его душа (bugr) готовилась на время расстаться с телом. Оборотничество и "волчья" натура, по-видимому, были унаследованы Квель-дульвом от предков, на что недвусмысленно намекают имена и прозвища последних: его отца звали Бьяльви (bjalfi – звериная шкура), а его мать, Халльбера, была дочерью Ульва Дикого Зверя, херсира из Наумудаля, и приходилась сестрой Халльбьёрну Полутроллю с острова Хравниста. Кроме того, как и его тесть, Кари из Бердлы, отец скальда Эльвира Хнувы, Квельдульв был берсерком. Грим, его сын, впоследствии прозванный Скаллагримом (Лысым Гримом), большой мастер в работах по железу и дереву, был рослым великаном, "черноволосым и некрасивым, похожим на отца и видом, и нравом", и в глазах людей выглядел скорее как тролль, нежели как человек. Показательна характеристика Скаллагрима и его спутников (многие из них к тому же были берсерками) в одном из эпизодов саги, где встретивший их человек сообщает: "Там пришли люди – двенадцать человек, если называть их людьми. Ростом и видом они больше похожи на великанов, чем на обычных людей". Как разъяренный берсерк, ведет себя и сам Скаллагрим, во время игры в мяч после захода солнца сделавшийся таким сильным, что едва не убил голыми руками собственного сына – поступок, на который, как считалось, мог быть способен только волк, но не человек.
Во всем подобен отцу и деду был и младший сын Скаллагрима, Эгиль. И о нем рассказывается, что он был "велик, как тролль", безобразен и темноволос. Гротескный образ Эгиля запечатлен в его обстоятельном "литературном портрете" – самом подробном описании внешности, подобного которому не удостаивался больше ни один из героев исландских саг: "У Эгиля были крупные черты лица, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, расстояние между носом и верхней губой большое, подбородок необычайно широкий и такие же скулы, шея толстая и могучие плечи, так что он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был неистов. Он был высок ростом, выше других людей, волосы имел серые, как у волка, и густые, но рано стал лысеть… Эгиль был черноглаз, и у него были нависшие брови". Не менее гротескна и исказившая это лицо гримаса: сидя на пиру у конунга Адальстейна (Этельстана) после гибели своего брата Торольва, бывшего дружинником этого английского короля, и ожидая виру за павшего в бою родича, Эгиль то и дело опускал одну бровь до скулы, а другую поднимал до корней волос. Брови его разгладились не раньше, чем он получил от конунга большое дорогое запястье.
Поступки Эгиля вполне соответствуют его "волчьей" внешности: уже в семилетнем возрасте во время игры в мяч он убивает своего старшего и более сильного товарища, а впоследствии, вступив в поединок с Атли Коротким и обнаружив, что того не берет никакое оружие, все же одерживает победу над своим противником, перекусив ему горло".
Таким образом, при сравнении описания скальдов – как Эгиля, так и других поэтов – вырисовывается собирательный образ древнескандинавского поэта, который, по словам Е. А. Гуревич, "и внешним обликом, и характером противопоставлен идеализированному положительному герою саг".
Скальд в сагах – обладатель "темной" внешности, часто берсерк, возможно, оборотень, иногда он происходит из рода троллей, искусный в стихах.
За мед поэзии скальд иногда платит большую цену – как это сделал, например, Эгиль, который, согласно толкованию его стихов Дж. Харрисом, принес в принудительную жертву Одину двух своих сыновей, а взамен получил дар поэзии, способность распознавать тайных врагов.
Скальд, таким образом, приносит жертву, как и сам Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше) и дорого заплативший за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства).
Вот миф о меде поэзии из "Младшей Эдды" в переводе О. А. Смирницкой:
"Все началось с того, что боги враждовали с народом, что зовется ванами. Но потом они назначили встречу для заключения мира. И в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. А при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. Он звался Квасир. Он так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. Он много странствовал по свету и учил людей мудрости.
И однажды, когда он пришел в гости к карлам Фьяла-ру и Галару они позвали его как будто за тем, чтобы поговорить с глазу на глаз, и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрерир, – чаши же зовутся Сон и Боди, – смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, что Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.
Потом карлы пригласили к себе великана по имени Гиллинг и его жену. Они зазвали Гиллинга с собою в море покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень, так, что она перевернулась. Гиллинг не умел плавать и утонул, а карлы снова сели в лодку и поплыли к берегу. Они рассказали о случившемся его жене, та опечалилась и стала громко плакать. Тогда Фьялар спросил ее, не станет ли у нее легче на душе, если она взглянет на море, где утонул ее муж. И она согласилась. Тогда Фьялар сказал своему брату Галару, пусть заберется на притолоку и, как станет она выходить, сбросит ей на голову мельничный жернов, а то, мол, надоели ее вопли. Тот так и сделал.
Узнавши о том, великан Суттунг, сын Гиллинга, отправляется туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время прилива погружается в море. Они молят Суттунга пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп – драгоценный мед.
На том и помирились.
Суттунг увозит мед домой и прячет в скалах, что зовутся Хнитбьерг, приставив дочь свою Гуннлед сторожить его…
Один отправился в путь и пришел на луг, где девять рабов косили сено. Он спрашивает, не хотят ли они, чтобы он заточил им косы. Те соглашаются. Тогда, вынув из-за пояса точило, он наточил косы. Косцы нашли, что косы стали косить много лучше, и захотели купить точило. Он сказал, что пусть тот, кто хочет купить точило, заплатит за него в меру. Это всем пришлось по душе. И каждый стал просить точило для себя. Тогда Один бросил точило в воздух, но, так как все хотели схватить его, вышло, что они полоснули друг друга косами по шее.
Один остался ночевать у великана по имени Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему удастся найти себе других работников. Один же назвался Бёльверком и взялся работать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток меда Суттунга. Бауги сказал, что не он хозяин меда: мол, Суттунг один завладел им, но он готов идти вместе с Бёльверком и помочь ему добыть мед.
Бёльверк работал все лето за девятерых у Бауги, а как пришла зима, стал требовать с него плату. Они отправились к Сутгунгу. Бауги рассказал брату своему Суттунгу об уговоре их с Бёльверком, но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда.
Тогда Бёльверк сказал Бауги, что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какой-нибудь хитростью.
Бауги согласился.
Бёльверк достает бурав по имени Рати и велит Бауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. Тот так и делает. Потом Бауги говорит, что скала уже пробуравлена. Но Бёльверк подул в отверстие, и полетела каменная крошка в его сторону. Тут он понял, что Бауги замышляет его провести. Снова велит он буравить скалу насквозь. Бауги стал буравить снова, и когда Бёльверк подул во второй раз, каменная крошка отлетела внутрь. Тогда Бёльверк принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся.
Бёльверк добрался до того места, где сидела Гуннлед, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меда. С первого глотка он осушил Одрерир, со второго – Боди, а с третьего – Сон, и так достался ему весь мед.
Потом он превратился в орла и поспешно улетел, а Суттунг, завидев орла, тоже принял обличье орла и полетел в погоню. Как увидели асы, что летит Один, они поставили во дворе чашу, и Один, долетев до Асгарда, выплюнул мед в эту чашу.
Но так как Суттунг уже настигал его, Один выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий, кто хотел, и мы называем его долей плохих скальдов".
Таинственному меду поэзии ученые находят параллели в мифологиях разных народов мира, в частности в древнеиндийской мифологии. Это божественный напиток сома, вызывающий экстатическое состояние и дающий бессмертие.
Не раз руны и скальдическое искусство в древнескандинавской литературе употребляются как синонимы.
Наиболее интересна в этом отношении "Сага об Эгиле", в которой рассказывается об одном из самых известных скальдов, который владел рунической магией не хуже, чем искусством складывать висы.
Как уже говорилось, изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из государства коварного конунга и его жену.
"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М. И. Стеблин-Каменский, – Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятие, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим, и руническим искусством".
Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием называлась "нид". Это слово одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающий невероятной действенной силой.
Кроме того, лошадиная голова была связана с верой в магическую силу звериных голов и голов тотемичес-ких животных. Так, на носах боевых кораблей викингов, которые получили название драккаров, или драконов, были установлены резные фигуры драконов. Эти драконы должны были устрашать противников в бою, и законы запрещали викингам при возвращении домой подплывать к земле на корабле, на носу которого была разинутая пасть дракона. Это, по верованиям древних скандинавов, могло испугать добрых духов земли. Поэтому головы драконов при приближении к родному берегу снимались.
О возможных последствиях нида видно из "Пряди о Торлейве Ярловом Скальде". Норвежский ярл Хакон отобрал у Торлейва его товары, корабль сжег, а спутников убил. Тогда Торлейв переоделся нищим и пробрался в палаты ярла и испросил разрешение сказать сочиненные им хвалебные стихи. Ярл разрешил и сначала был очень доволен хвалой себе и своему сыну Эйрику. Но вскоре он почувствовал страшный зуд и понял, что стихи Торлейва – скрытый нид. Тут Торлейв стал произносить центральную часть своего нида:
Туман поднялся с востока,
Туча несется к западу.
Дым от добра сожженного
Досюда уже долетает…108
Тут в палате стало темно, оружие на стенах пришло в движение, многие присутствующие были убиты. Ярл же потерял сознание, а когда пришел в себя, то обнаружил, что у него отгнили борода и волосы по одну сторону пробора. Он долго после этого пролежал больной.
Сочинение нидов запрещалось законом, а за заучивание их взимался штраф.

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649
О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940
Скальды, пророчицы и руны
Модератор: Vadim
В этой теме есть ещё 4 сообщения (-й, -е).
Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.
Регистрация Вход
Перейти
- Информация
- ↳ Информационный раздел
- ↳ Связь с администрацией
- Вопросы и обсуждения по разделам
- ↳ Ссылки по разделам. Навигация
- ↳ Исландская магия
- ↳ Руны
- ↳ Западная магия
- ↳ Астрология
- ↳ Таро
- ↳ Ленорман
- ↳ Трактовка сновидений, оракулы, карты и другие методики предсказаний
- ↳ Деревенское колдовство
- Cеминары. Курсы. Практикумы
- ↳ Семинары
- ↳ Курсы
- ↳ Практикумы
- ↳ Архив
- ↳ Архив объявлений
- ↳ Архив объявлений
- ↳ Архив курсов
- ↳ Kolgrimr
- ↳ Курс хорарной астрологии
- ↳ Курс хорарной астрологии
- ↳ Зодиак
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (2 набор)
- ↳ Курс хорарной астрологии (2 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (3 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (4 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс звездной магии
- ↳ Курс звездной магии
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Выбор времени
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс звездной магии (2 набор)
- ↳ Курс звездной магии (2 набор)
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Примеры
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс звездной магии (3 набор)
- ↳ Курс звездной магии (3 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс планетарной магии
- ↳ Курс планетарной магии
- ↳ Планеты
- ↳ Планеты. Примеры.
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Дома
- ↳ Имена. Талисманы.
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Тренировка.
- ↳ Курс планетарной магии (2 набор)
- ↳ Курс планетарной магии (2 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Планеты
- ↳ Планеты. Примеры.
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Дома
- ↳ Имена. Талисманы.
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Тренировка.
- ↳ Курс сигилизации
- ↳ 1 урок
- ↳ 2 урок
- ↳ 3 урок
- ↳ 4 урок
- ↳ 5 урок
- ↳ Курс сигилизации 2
- ↳ 1 урок
- ↳ 2 урок
- ↳ 3 урок
- ↳ 4 урок
- ↳ 5 урок
- ↳ Привлечение денежной удачи
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение денежной удачи 2
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение денежной удачи 3
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение любви
- ↳ Отчеты
- ↳ Курс стихийной магии
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Места силы
- ↳ Талисманы
- ↳ Марафон. Практическая философия для приятной жизни.
- ↳ Курс европейской геомантии
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Механика
- ↳ Образы
- ↳ Фигуры
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1
- ↳ 2
- ↳ 3
- ↳ 4
- ↳ 5
- ↳ 6
- ↳ 7
- ↳ 8
- ↳ 9
- ↳ 10
- ↳ 11
- ↳ 12
- ↳ Дневные карты
- ↳ Практикум. Годовые прогнозы с помощью геомантии.
- ↳ Астрология и геомантия для успешной жизни.
- ↳ Карты на год
- ↳ Карты на месяц
- ↳ Элекции
- ↳ Теургия
- ↳ Предсказания
- ↳ Тренировка
- ↳ Курс звездной магии (4 набор)
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Элекции
- ↳ Практика
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Sigrid
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара)
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара)
- ↳ Масти
- ↳ Общая информация
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Фигурные карты
- ↳ Кубки
- ↳ Мечи
- ↳ Жезлы
- ↳ Пентакли
- ↳ Младшие арканы
- ↳ Кубки
- ↳ Мечи
- ↳ Жезлы
- ↳ Пентакли
- ↳ Манара
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Огонь
- ↳ Вода
- ↳ Воздух
- ↳ Земля
- ↳ Курс Ленорман
- ↳ Курс Ленорман
- ↳ Курс Ленорман (2 набор)
- ↳ Курс Ленорман (2 набор)
- ↳ Углубленный курс карт ленорман
- ↳ Старшие Арканы Таро. Ассоциации.
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара) 2
- ↳ Общая информация
- ↳ Масти
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Фигурные карты
- ↳ Младшие арканы
- ↳ Манара
- ↳ Практикум Ленорман 17-24.07
- ↳ hadeken
- ↳ Старший Футарк: гадание и магия
- ↳ Гадание
- ↳ Магия
- ↳ Школа исландской магии
- ↳ 1 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ 2 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ 3 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ Richard
- ↳ Школа хиромантии
- ↳ Школа хиромантии
- ↳ Школа Таро 78 Дверей
- ↳ LeaSmir
- ↳ Семинар - ритуал на картах Ленорман
- ↳ Ритуал: как остановить человека, который намеренно причиняет Вам вред (наводит порчу)
- ↳ Ритуал для избавления от навязчивых мыслей
- ↳ Ритуал для внесения в жизнь новых событий
- ↳ Ритуал для успеха в бизнесе
- ↳ Ритуал на привлечение партнёра для совместной жизни
- ↳ Архив семинаров
- Платные услуги и акции
- ↳ Платные услуги
- ↳ Кабинет Sigrid
- ↳ Кабинет Kolgrimr
- ↳ Кабинет Vadim
- ↳ Кабинет Santiago
- ↳ Кабинет Loki
- ↳ Кабинет LeaSmir
- ↳ Акции
- ↳ Архив акций
- ↳ Архив акций
- Исландская магия
- ↳ Теория исландской магии
- ↳ Магические ингредиенты исландских гримуаров
- ↳ Сейд
- ↳ Заговоры
- ↳ Скальдическая магия
- ↳ Гальдраставы
- ↳ Защита
- ↳ Финансы
- ↳ Целительство
- ↳ Привороты
- ↳ На удачу
- ↳ Для удачи в суде
- ↳ Для исполнения задуманного
- ↳ Ясновидение, сны
- ↳ Мороки
- ↳ Указатели Пути
- ↳ Для изменения отношения людей
- ↳ Для причинения вреда
- ↳ От воров
- ↳ Разное
- ↳ Работы hadeken
- ↳ Работы Vadim'a
- ↳ Тайнопись
- Теория рун
- ↳ Теория рун
- ↳ О вере
- ↳ Боги и Богини
- ↳ Литературное наследие
- ↳ Старшая Эдда
- ↳ Песни о богах
- ↳ Песни о героях
- ↳ Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи
- ↳ Младшая Эдда
- ↳ Ритуал/наработки
- ↳ Научные статьи
- ↳ Фольклор
- ↳ Исландские сказки
- ↳ Аульвы (эльфы) (Álfar)
- ↳ Происхождение аульвов. Природа и жилища сокрытого народа
- ↳ Аульвы ищут помощи у людей
- ↳ Аульвы выказывают людям расположение. Дружелюбие и добродетельность аульвов
- ↳ Аульвы причиняют людям вред
- ↳ Подменыши
- ↳ Сокрытый народ сожительствует со смертными
- ↳ Рождественские и новогодние развлечения аульвов
- ↳ Обитатели морей и озёр (Sæbúar og vatna)
- ↳ Трётли (тролли) (Tröll)
- ↳ Сказки о мёртвых (Draugasögur)
- ↳ Выходцы с того света
- ↳ Природа призраков. Утбурды
- ↳ Недавно умершие
- ↳ Погибшие дают знать о себе
- ↳ Жалобы умерших
- ↳ Мёртвые напоминают живым об их обещаниях
- ↳ Мёртвые враждуют с живыми
- ↳ Призраки, стерегущие клады
- ↳ Страсти покойных
- ↳ Поднятые из могилы и «посланцы»
- ↳ Фильгьи
- ↳ Родовые привидения, Моури и Скотты
- ↳ Призраки в домах и на хуторах
- ↳ Призраки животных
- ↳ Другие странные явления
- ↳ Призраки и современный мир
- ↳ Сказки о колдовстве (Galdrasögur)
- ↳ Ясновидение
- ↳ Волшебство
- ↳ Выдающиеся колдуны
- ↳ Сказки о природе (Náttúrusögur)
- ↳ Религиозные сказки (Helgisögur)
- ↳ Исторические сказки (Viðburðasögur)
- ↳ Сказки о людях, объявленных вне закона (Útilegumannasögur)
- ↳ Волшебные сказки (Ævintýri)
- ↳ Юмористические сказки (Kímnisögur)
- ↳ Праздники
- ↳ Рунические строи
- ↳ Старший Футарк
- ↳ Англосаксонские руны
- ↳ Исландские руны
- ↳ Внеалфавитные руны
- ↳ Другие
- ↳ Руническая мантика
- ↳ Теория/схемы раскладов
- Западная магия
- ↳ Теория
- ↳ Группа по практике западной магии
- ↳ Группа по практике каббалы
- ↳ Ордена
- ↳ Алхимия
- ↳ Гримуары
- ↳ Молитвы и заклинания
- ↳ Талисманы
- ↳ CLAVICULA SALOMONIS или Ключ царя Соломона
- ↳ Сатурн
- ↳ Юпитер
- ↳ Марс
- ↳ Солнце
- ↳ Венера
- ↳ Меркурий
- ↳ Луна
- ↳ Шем ха-Мефораш
- ↳ Печати архангелов
- ↳ Гоетия
- ↳ Сатурн
- ↳ Юпитер
- ↳ Венера
- ↳ Солнце
- ↳ Марс
- ↳ Меркурий
- ↳ Луна
- ↳ Каббала
- ↳ Ритуалы
- ↳ Амулеты и талисманы
- ↳ Медитация
- ↳ Практика
- ↳ Практика вхождения во врата
- Астрология
- ↳ Астрология. Теория.
- ↳ Мунданные дома
- ↳ Планеты
- ↳ Неподвижные звезды. Мифология.
- ↳ Созвездия. Древний Египет.
- ↳ Астрология. Разное.
- ↳ Астрология. Книги
- ↳ Астрология. Практика.
- ↳ Клуб элективной астрологии
- Таро
- ↳ Теория Таро
- ↳ Курс энциклопедии оккультизма (ГОМ)
- ↳ МОРАН М. "МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО"
- ↳ Библиотека
- ↳ Рекомендованная литература по изучению таро
- ↳ Колоды
- ↳ Вампиры вечной ночи
- ↳ Роща фей
- ↳ Таро гномов
- ↳ Расклады
- ↳ Вопросы по раскладам
- ↳ Общие расклады
- ↳ Определение негатива
- ↳ Расклады на взаимоотношения
- ↳ Бизнес, финансы
- ↳ Кармические расклады
- ↳ Расклады на здоровье
- ↳ Праздничные и сезонные расклады
- ↳ Эзотерические расклады
- ↳ Расклады на сновидения
- ↳ Анализ ситуации и поиск решения
- ↳ Самопознание и самоопределение
- ↳ Переезды, поездки и путешествия
- ↳ Магия Таро
- ↳ Практика Таро
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Мечи
- ↳ Кубки
- ↳ Пентакли
- ↳ Жезлы
- ↳ Axis mundi. Практикум по авторской методике гадания на таро
- ↳ Теория
- ↳ Практика
- Ленорман
- ↳ Теория Ленорман
- ↳ Расклады
- ↳ Значения карт
- ↳ Большая астро-мифологическая колода
- ↳ Практика
- Геомантия
- ↳ Геомантия. Теория
- ↳ Геомантия. Практика
- Трактовка сновидений, оракулы, карты и другие методики предсказаний
- ↳ Карты - оракулы, игральные
- ↳ Симболон
- ↳ Vera Sibilla Italiana
- ↳ 52 карты
- ↳ Расклады
- ↳ Гадания на игральных картах
- ↳ 32 карты. Папюс Предсказательное таро
- ↳ Разнообразные способы и техники дивинации
- ↳ И цзин
- ↳ Скраинг
- ↳ Зеркало
- ↳ Вода
- ↳ Хрустальный шар
- ↳ Кристалл
- ↳ Спиритизм
- ↳ Кофейная гуща
- ↳ Кероскопия
- ↳ Огам
- ↳ Нумерология
- ↳ Сигнатуры и тело
- ↳ Сны
- ↳ Сны
- ↳ Трактовка сновидений
- Народная магия
- ↳ Деревенское колдовство
- ↳ Обряды
- ↳ Оморочки
- ↳ Подчины
- ↳ Отвороты и рассорки
- ↳ Лечение
- ↳ Чистки
- ↳ Привороты
- ↳ Остуды
- ↳ Переклады
- ↳ Удача, успех
- ↳ Обряды для семьи
- ↳ Защиты
- ↳ Быстрые слова
- ↳ Обряды на богатство
- ↳ Вопросы по практике деревенского колдовства
- ↳ Вызовы
- ↳ Kрадники
- ↳ От врагов
- ↳ Обряды негативной направленности
- ↳ Избавление от одиночества
- ↳ Открытие дорог
- ↳ Обряды на должников/воров
- ↳ Обряды на работу/продажу/привлечение клиентов
- ↳ Обряды на привлекательность
- ↳ Рекомендации по технике работы
- ↳ Необходимый инвентарь
- ↳ Литература
- ↳ Традиция (вера)
- ↳ Мантика
- ↳ Наузы
- ↳ Наузы
- ↳ Магия узлов
- ↳ Практика магии, знахарства и ведовства (книга)
- ↳ Успех в делах
- ↳ Исполнение желаний
- ↳ Чтоб верх (преимущество) одерживать
- ↳ Защита от бед и неудач
- ↳ Чтоб любили и уважали
- ↳ Привлечение денег
- ↳ Союзники и компаньоны
- ↳ Неприятели и конкуренты
- ↳ Карьера
- ↳ От разорения
- ↳ Долги
- ↳ Выигрывать деньги
- ↳ Выигрывать в суде
- ↳ Защита ратного человека
- ↳ Наказание врагов
- ↳ От сплетен и интриг
- ↳ Предотвращение и наказание воровства
- ↳ Обереги от пожара
- ↳ Обереги от молнии
- ↳ Влияние на погоду
- ↳ От бурь (наводнений, урагана)
- ↳ Пропажи и поиски
- ↳ Отыскание кладов
- ↳ Желанные и нежеланные гости
- ↳ Помощь в дороге
- ↳ Переезд в новый дом
- ↳ Избавление от домовых и садовых вредителей
- ↳ Мир и спокойствие в доме
- ↳ Обереги домашних животных
- ↳ Нападение собаки/дикого зверя
- ↳ Защита от змей, скорпионов, пауков + лечение укусов
- ↳ Задобрить силы лесные (чтоб не потеряться)
- ↳ Для поля и сада (защита участка, для хорошего роста, от вредителей)
- ↳ Избавление от дурных привычек
- ↳ Гадания
- ↳ Вещие сны
- ↳ Привороты(поиск новой любви, вернуть любимого, сохранение и укрепление чувств, разрушить холод и безразличие в паре)
- ↳ Любовное соперничество (вернуть любимого, победить соперницу)
- ↳ Охлаждение любовного чувства (остуда себя и другого)
- ↳ От порчи и сглаза (+защиты дома и домашних)
- ↳ Избавление от порчи и сглаза (+отливки, +от подкладов)
- ↳ Избавление от любой хвори и боли
- ↳ Травничество
- ↳ А
- ↳ Б
- ↳ В
- ↳ Г
- ↳ Д
- ↳ Е
- ↳ Ж
- ↳ З
- ↳ И
- ↳ К
- ↳ Л
- ↳ М
- ↳ Н
- ↳ О
- ↳ П
- ↳ Р
- ↳ С
- ↳ Т
- ↳ У
- ↳ Ф
- ↳ Х
- ↳ Ц
- ↳ Ч
- ↳ Ш
- ↳ Э
- ↳ Ю
- ↳ Я
- О магической традиции
- ↳ Теория магии
- ↳ Теория магии
- ↳ Магия в культуре и традициях народов мира
- ↳ Греческая традиция
- ↳ Арабская магическая традиция.
- ↳ Теория мусульманмкой магии
- ↳ Талисманы арабской магии
- ↳ Археология
- ↳ Археологические находки
- ↳ Места силы
- ↳ Символизм
- ↳ Амулеты и талисманы
- Авторские наработки
- ↳ Sigrid
- ↳ Kolgrimr
- ↳ Richard
- ↳ Santiago
- ↳ Работы учеников курса планетарной магии
- Разговоры на свободные темы
- ↳ Разговоры на свободные темы
- ↳ Болталка.