Сакральная лексика древнейших рунических и
нерунических кратких надписей как семиотический
аспект передачи информации
А. В. Проскурина
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
...В древнейших рунических надписях присутствует большое количество сакральной лексики. Это свидетельствует о том, что кратким руническим надписям присуща апотропеическая функция, оберегающая захоронение рун от разграбления, как на момент создания надписи, так и на будущее время. Если бы человек намеривался совершить подобное злодеяние, то его остановил бы собственный страх перед проклятьем. «Не исключено, таким образом, что фонологическая информативность надписей, не в последнюю очередь определяющая их ценность для сравнительной грамматики, связана именно с их магической функцией: правильность расчленения звуковой оболочки слов слуслужила условием действенности надписей, не рассчитанных на прочтение, и составляла одно из тайных умений рунического мастерства» [Смирницкая, 2008, с. 42].
Так, в древнейших рунических надписях регистрируются следующие примеры сакральной лексики: alu, laukaR, auja, erilaR, laþu, laþa, hAidRruno?,ungandiR, raginaku(n)do, gudija, ginugahelija?, lina и uþArAbAsbA...
...Приведенные краткие рунические надписи, несущие в себе устойчивые магические формулы, могли использоваться в качестве магического оберега.
Данные талисманы или амулеты могли приносить счастье и удачу, в виду того,что такие надписи изначально содержат слова «благо» и «счастье»: Auja –‘благо’, ‘счастье’, ‘благополучие’, alu –‘счастье’, ‘благоденствие’, ‘удача’и ‘успех’, ungandiR – ‘неподдающийся колдовству’, ‘неуязвимый’, gudija –‘священнослужитель’, lina- в сочетании linalaukaR обозначает магическую формулу [Макаев, 2010, c. 118, 120, 133, 141], laukaR – лук, атрибут фаллического культа [Проскурин, 1999, с. 211]...
...Предметы (обереги, брактеаты, парапеты, дощечки и т. п.), назначением которых являлась защита их обладателей или увеличение эффективности магических воздействий самих предметов благодаря наличию сакральной рунической лексики, изначально создавались для долгосрочного пользования, для передачи из поколения в поколение. В связи с этим и краткие рунические надписи, несущие в себе устойчивые магические формулы, и надписи, целью которых являлась защита
захоронений, имели исторический горизонт и были направлены на передачу из поколения в поколение, а не на сиюминутную коммуникацию.
Представляет особый интерес в области сакральной лексики и руническое имя, которое является «воплощенным именем» (в смысле А. Гардинера),«которому архаическое сознание приписывает креативную функцию. Начертание имен было само по себе речевым актом большой важности. Поэтому не существует разрыва между развернутыми формулами и надписями, состоящими из одного имени: последние представляют собой полноценные рунические
тексты. Не существует и разрыва между так называемыми «сакрализованными» именами (неотделимыми, в свою очередь, от величальных эпитетов) и именами, употреблявшимися за пределами ритуала...
...Кратким руническим и неруническим надписям присущ принцип кумулятивности. Согласно А. С. Центнер, аутореферентность является признаком кумулятивности на уровне языка в период перехода от устной культуры к письменной, аутореферентность обусловлена необходимым сохранением характерных черт более ранней традиции в последующей. Она заключается в том, что адресант заявляет о себе в создаваемом тексте, при этом автор надписи, а также создатель вещи остаются за текстом, таким образом, на первый план выступает сама вещь. Примером такого явления могут послужить англосаксонские нерунические надписи на предметах. «Говорящий предмет» – наследие устной культуры, ведь именно в устной культуре субъект речи и ситуация общения неразделимы, поэтому в ранних письменных памятниках это необходимо для того, чтобы надписи доносили информацию, легко читались...
Полный текст тут...Таким образом, особая роль в кратких рунических и нерунических надписях отводится сакральной лексики, которую не всегда можно истолковать.
Для надписей характерно наличие аутореферентности, обусловленной сохранением черт ранней традиции в последующей. Благодаря «передаче» информации, которая имеет исторический горизонт, современный адресат способен общаться с древними германцами, изучая краткие надписи, выполненные древними руническими и неруническими знаками. «Передача» информации
представляет собой диахронию, отпечаток (с использованием материального носителя осуществляется связь между адресантом и адресатом) и вечность(благодаря связям через поколение возможен исторический горизонт «передачи», направленный на инвариант накопления (на все эпохи)). В данном случае краткие надписи заключается в исчезновении пространственных и временных границ. «Передача» является переносом информации во времени между различными пространственно-временными сферами. Иными словами, «передачей» является сообщение, имеющее отношение к динамике коллективной памяти...