Об Алистере Кроули
Добавлено: 08 янв 2015, 21:45
Личность этого человека была исключительно многообразна, неординарна и совершенно неоднозначна. Разными людьми он воспринимался и воспринимается часто диаметрально противоположно: от самого грязного грешника и просто дьявола, до святого - основателя религии Телемы, религии новой эпохи в истории человечества. Я полагаю, что для тех, кто лишь использует созданную им колоду карт, действительно важным в личности этого человека является то, что он был действительно экспертом в египетском символизме, астрологии, символизме, нумерологии, а главное - в практической магии намеревания, что и позволило ему создать этот исключительно рабочий инструмент практической магии - колоду Таро Тота.
Информация, изложенная ниже, взята из английской версии WikipediA в переводе Анны Блейз.
Алистер Кроули
Биография
Алистер Кроули (12 октября 1875 — 1 декабря 1947), урожденный Эдвард Александр Кроули, известный также под магическими именами «Брат Perdurabo» и «Великий Зверь», — влиятельный английский оккультист, мистик и мастер церемониальной магии, основатель религиозной философии Телемы. Также добился впечатляющих успехов в ряде других областей деятельности (поэзия, альпинизм, шахматы) и, по некоторым предположениям, был сотрудником британской разведки. В качестве основателя религии Телемы считал себя пророком, призванным провозгласить, что в начале XX века человечество вступило в Новый Эон (Эон Хора).
Кроули родился в зажиточной семье из верхних слоев среднего класса. В молодости он состоял в Герметическом ордене Золотой Зари и был дружен с главой этого ордена — С.Л. Макгрегором Мазерсом. В 1904 году в Каире Кроули установил контакт со своим Священным Ангелом-Хранителем — сверхчеловеческой сущностью по имени Айвасс — и записал под его диктовку текст «Книги Закона». Эта книга легла в основу новой религии — Телемы.
В дальнейшем Кроули основал оккультный орден А:.А:., а со временем возглавил Орден Восточных Тамплиеров (О.Т.О.). С 1920 по 1923 гг. в Чефалу (Сицилия) действовала основанная им религиозная община под названием «Телемское аббатство». После изгнания из Италии Кроули вернулся в Англию, где до конца своей жизни продолжал работать над распространением учения Телемы.
В результате масштабной травли, развернутой против него в желтой прессе, а также вследствие бытовавшего среди широкой публики превратного истолкования основного принципа Телемы («Твори свою волю: таков да будет весь закон») Кроули приобрел репутацию «самого порочного человека на свете». Подобное отношение к нему сохранялось и посмертно; не изжито оно до конца и по сей день.
Тем не менее, Кроули оставался влиятельной фигурой; многие считали и продолжают считать его самым выдающимся оккультистом XX века. Упоминания о нем и образы, основанные на его личности, встречаются в творчестве многих писателей, музыкантов и кинорежиссеров, а его труды послужили главным источником вдохновения для целого ряда позднейших оккультных деятелей (среди прочих можно упомянуть Джека Парсонса, Кеннета Гранта, Джеральда Гарднера и, до некоторой степени, Остина Османа Спэра).
Жизнь и деятельность
Ранние годы: 1875—1894
Алистер (Эдвард Александр) Кроули родился в городке Лимингтон-Спа (Уорикшир, Англия) в доме №30 по Кларендон-сквер 12 октября 1875 года, между 11 и 12 часами вечера. Его отец, Эдвард Кроули (ок. 1830—1887) получил инженерное образование, но, по словам Алистера Кроули, никогда не работал по специальности. Он держал долю акций в семейном пивоваренном деле («Пиво Кроули») и получал немалую прибыль, благодаря чему смог отойти от дел еще до рождения сына. Мать Алистера, Эмили Берта Бишоп (1848—1917) родилась в семействе, происходившем из Девоншира и Сомерсета. Сын ее презирал, а она порой называла его в сердцах «Зверем 666», что производило на мальчика глубокое впечатление и запомнилось на всю жизнь. Отец Кроули по воспитанию был квакером, но вскоре после женитьбы присоединился к консервативной группе христианской секты плимутских братьев и стал странствующим проповедником. Каждый день после завтрака он прочитывал жене и сыну вслух одну из глав Библии.
5 марта 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка, оставив сыну большое наследство. Алистер всегда восхищался отцом и считал его «своим героем и другом», поэтому смерть Эдварда Кроули стала поворотной точку в жизни его сына. Алистер учился в частной школе плимутских братьев в Кембридже, но был исключен оттуда «за дурное поведение». После этого он недолгое время посещал Малверн-колледж и Тонбриджскую школу, а затем был переведен в Истбурн-колледж. Постепенно у него формировалось глубоко скептическое отношение к христианству. Он указывал своим наставникам в религии на различные логические нестыковки в Библии и бунтовал против норм христианской морали, в строгом повиновении которым был воспитан. Одним из главных проявлений этого юношеского бунта стали тайные сексуальные связи — как со знакомыми девушками, так и с проститутками.
Университет: 1895—1897
В 1895 году Кроули, которомуа.кроули вскоре предстояло сменить имя на «Алистер», приступил к трехгодичному курсу обучения в Тринити-колледже Кембриджского университета. Он намеревался получить степень бакалавра по этике и начал изучать философию, но вскоре с разрешения своего личного наставника переключился на английскую литературу, в то время не входившую в обязательную программу. В период учебы в университете основное время Кроули тратил на свои увлечения, одним из которых был альпинизм: ежегодно с 1894 по 1898 гг. он проводил каникулы в Альпах, и другие альпинисты, с которыми он был знаком, признавали в нем «многообещающего, хотя и несколько эксцентричного скалолаза». Другим его хобби была поэзия. Кроули писал стихи с десяти лет, а в 1898 году опубликовал за свой счет поэму «Акелдама» тиражом 100 экземпляров. Особого успеха она не имела, но, не обескураженный этим, Кроули в том же году опубликовал еще ряд стихотворений и поэм. Третьим увлечением были шахматы; Кроули вступил в университетский шахматный клуб, в первый же год выиграл партию у его председателя и тренировался по два часа в день, чтобы завоевать чемпионское звание, но в конце концов отказался от этой затеи.
В 1897 году Кроули познакомился с Гербертом Чарльзом Поллитом, председателем драматического клуба Кембриджского университета. Между ними завязались близкие отношения, но впоследствии Кроули разорвал этот союз, поскольку Поллит не разделял его интереса к эзотерике. «Я честно сказал ему, что посвятил свою жизнь религии и ему не находится места в моих планах. Теперь я понимаю, каким я был дураком, какая это чудовищная слабость и ошибка — отвергать какую бы то ни было часть своей личности».
Первый мистический опыт Кроули приобрел в декабре 1896 года, после чего начал читать книги по оккультизму и мистицизму. В октябре краткая болезнь заставила его задуматься о смертности и о «тщете всех человеческих усилий». Кроули ощутил бессмысленность дипломатической карьеры, к которой он готовился в университете, и решил посвятить свою жизнь оккультным занятиям. В 1897 году он оставил учебу, решив не сдавать экзамены на степень, несмотря на большие успехи, которые выказал на экзаменах в предыдущих семестрах.
Золотая Заря: 1898—1899
В 1898 году в Церматте (Швейцария) Кроули познакомился с химиком Джулианом Л. Бейкером на почве общего интереса к алхимии. По возвращении в Лондон Бейкер представил Кроули Джорджу Сесилу Джонсу, члену Герметического ордена Золотой Зари. 18 ноября 1898 года Кроули прошел посвящение в степень Неофита Золотой Зари. Церемония, посвятителем в которой выступил С.Л. Макгрегор Мазерс, прошла в лондонском Зале Масонов Метки. В качестве орденского девиза Кроули принял имя «Брат Perdurabo», что означает «Претерплю до конца». Приблизительно в то же время он переселился из отеля «Сесил» в роскошную квартиру на Ченсери-лейн, 67—69. Одну из комнат своего нового жилища он отвел для занятий белой магией, другую — для черной. Вскоре он пригласил одного из собратьев по ордену, Алана Беннета, разделить с ним кров; и Беннет стал его личным наставником в церемониальной магии. Однако в 1900 году Беннет уехал на Цейлон для поправки здоровья и углубленного изучения буддизма, а Кроули между тем приобрел (в 1899-м) поместье Болескин в Фойерсе на берегу озера Лох-Несс (Шотландия). Очарованный шотландской культурой, он впоследствии стал называть себя «лэрдом Болескина» (лэрд — нетитулованный шотландский дворянин) и носил традиционный костюм шотландских горцев даже во время визитов в Лондон.
Тем временем в ордене Золотой Зари случился раскол. Лондонский храм ордена взбунтовался против Макрегора Мазерса, сочтя его правление излишне автократическим. Пройдя все степени первого, Внешнего ордена, Кроули отправился в Париж к Мазерсу и получил от него посвящение во Внутренний орден, поскольку в Лондоне ему отказали в дальнейшем продвижении по степеням. Присягнув на верность Мазерсу, Кроули вернулся в Англию и с помощью своей любовницы и сестры по ордену Элейн Симпсон попытался подавить бунт и захватить лондонский храм с Усыпальницей Адепта. В ходе этих безуспешных попыток он вступил в открытый конфликт с несколькими членами ордена, в том числе с У.Б. Йейтсом, которого Кроули невзлюбил еще раньше, по причине неблагоприятного отзыва Йейтса на одну из его поэм («Иеффай»). Кроме того, особую неприязнь у Кроули вызывал А.Э. Уэйт, которого он впоследствии неоднократно осмеивал и пародировал в своих сочинениях.
Мексика, Индия и Париж: 1900—1903
а.кроулиВ 1900 году Кроули отправился в США, а оттуда — в Мексику, где к нему присоединился старый друг — альпинист Оскар Эккенштейн. Вдвоем они покорили несколько непростых горных вершин, в том числе Истаксиуатль и Попокатепетль; восхождение на Колиму пришлось прервать из-за вулканического извержения. В этот период Эккенштейн открыл, что и он не чужд мистических интересов, и посоветовал Кроули добиваться лучшего контроля над мыслями, обратившись к индийским методам раджа-йоги. Расставшись с Золотой Зарей и Мазерсом, Кроули, тем не менее, продолжал магические эксперименты; из его дневников за тот период явствует, что именно тогда он начал открывать глубокий смысл, заложенный в магическом слове «Abrahadabra».
Покинув Мексику — страну, к которой он навсегда сохранил большую симпатию, — Кроули посетил Сан-Франциско, Гавайи, Японию, Гонконг и Цейлон. На Цейлоне он разыскал Алана Беннета и, усиленно занявшись йогой под его руководством, достиг возвышенного духовного состояния дхьяны. Беннет между тем принял решение стать монахом буддийской школы теравада и уехал в Бирму, а Кроули отправился в Индию для более глубокого изучения индуистских практик. В 1902 году в Индии он снова встретился с Оскаром Эккенштейном и еще несколькими альпинистами. Сформировалась экспедиция для восхождения на пик К2, в которой, помимо Кроули и Эккенштейна, приняли участие Гай Ноулз, Г. Пфаннль, В. Уэссели и д-р Жюль Жако-Гийярмо. В ходе этого путешествия Кроули заболел гриппом, малярией и снежной слепотой; другим членам экспедиции также нездоровилось, и по достижении высоты в 6100 м над уровнем моря было решено повернуть назад.
В 1903 году Кроули женился на сестре своего приятеля Джеральда Фестаса Келли — Розе Эдит Келли. Это был брак по расчету, но вскоре после свадьбы Кроули по-настоящему влюбился в свою жену. Джеральд Келли был художником и другом писателя Сомерсета Моэма, который после краткого общения с Кроули сделал его прототипом одного из персонажей своего романа «Маг» (1908).
Египет и «Книга Закона»: 1904
В 1904 году Кроули и Роза отправились в Египет инкогнито — под именами князя и княгини Хива Хан (Кроули утверждал, что этот титул даровал ему некий восточный монарх). По рассказам Кроули, во время пребывания в Каире он решил развлечь свою беременную жену и провел магическую церемонию для вызывания сильфов, духов воздуха. Сильфов Роза так и не увидела, но вместо этого вошла в транс и стала повторять: «Они ждут тебя». Вскоре выяснилось, что «они» — это древнеегипетский бог Хор и некий его посланник. Затем Кроули привел Розу в Булакский музей, где она с первой же попытки указала на изображение Хора на малоизвестной погребальной стеле жреца Анх-эф-на-Хонсу (VII век до н.э.; эта стела впоследствии получила название «Стела откровения» и стала священной реликвией Телемы). Кроули с изумлением заметил, что в музейном каталоге эта стела значилась под номером 666 — знаменитым «Числом Зверя» из Апокалипсиса. Приняв это за знак свыше, 20 марта Кроули провел инвокацию Хора, после которой Роза (или, как он теперь называл ее, Пророчица Уарда) сообщила ему, что наступило «Равноденствие богов».
С 8 по 10 апреля Кроули записал текст «Книги Закона», продиктованный ему духовной сущностью по имени Айвасс. Айвасс представился как посланник Гарпократа (одной из ипостасей Хора) и объявил, что в истории человечества начался Новый Эон, а Кроули призван стать его пророком. Высшим нравственным законом Нового Эона был объявлен принцип «Твори свою волю: таков да будет весь закон», дополнением к которому служила формула: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей»; каждому человеку предстояло определить свою Истинную Волю и жить в соответствии с нею. Впоследствии эти принципы и текст «Книги Закона» легли в основу религии Телемы, хотя сам Кроули принял откровение о Новом Эоне и о своей миссии далеко не сразу. Поначалу он решил игнорировать многие предписания «Книги Закона» (такие, например, как приказ забрать Стелу Откровения из музея или повеление перевести «Книгу Закона» на все языки) и ограничился лишь рассылкой машинописных копий ее текста нескольким своим знакомым оккультистам.
Канченджанга и Китай: 1905—1906
Вернувшись в Болескин,а.кроули с семьей Кроули решил, что С.Л. Макгрегор Мазерс подвергает его магическим атакам из зависти к его успехам на поприще церемониальной магии. Отношения между бывшими собратьями непоправимо испортились. 28 июля 1905 года Роза родила своего первого ребенка — дочь, которой дали имя Нуит-Ма-Ахатхор-Геката-Сапфо-Иезавель-Лилит (в дальнейшем для простоты ее называли только последним именем). Кроме того, Кроули основал издательский дом под названием «Общество распространения религиозной истины» (пародия на миссионерское «Общество распространения христианского знания») и опубликовал под его маркой несколько сборников стихотворений и эссе, в том числе «Меч песни». Продавались они плохо, несмотря на то, что производили сильное впечатление на многих критиков, и чтобы пробудить интерес у читателей, Кроули объявил о конкурсе на лучшее эссе о своей поэзии, назначив награду победителю в 100 фунтов. Победил Дж.Ф.Ч. Фуллер (1878—1966), офицер британской армии и военный историк, в своем эссе «Звезда на Западе» заявивший, что Кроули — один из величайших поэтов за всю историю человечества.
Кроули решил покорить еще одну из величайших гор планеты — Канченджангу в Гималаях, которую альпинисты того времени называли «самой коварной горой на свете». В собранную им партию вошли доктор Жако-Гийярмо (ветеран восхождения на пик К2) и еще несколько европейцев, в том числе Шарль Адольф Реймон, Алексис Паш и Альчести Риго де Риги. Они добрались до Британской Индии и приступили к восхождению. В ходе этой экспедиции между Кроули и другими членами партии не раз возникали споры, и однажды вечером несколько спутников Кроули взбунтовались, сочтя его слишком неосторожным, и покинули лагерь. Они решили отправиться в обратный путь тотчас же, не дожидаясь утра, хотя Кроули предупреждал их, что спускаться в темноте слишком опасно. В результате Паш и несколько носильщиков погибли в результате несчастного случая.
Вернувшись из этой экспедиции, Кроули направился в Калькутту, где к нему присоединились Роза и Лилит. Вскоре ему пришлось покинуть Индию, чтобы избежать ареста: он застрелил местного жителя, который пытался его ограбить. Вместе с женой и дочерью он отправился в путешествие по Китаю. Во время одного из переходов произошел примечательный случай: Кроули упал со скалы высотой в сорок футов, но остался цел и невредим. Это происшествие убедило его, что высшие силы хранят его ради некоей великой цели, и он принял решение полностью посвятить себя духовной и магической работе. Выучив наизусть «Предварительное призывание» из «Гоэтии», он начал ежедневно применять его для призывания своего Священного Ангела-Хранителя. Проведя в Китае еще несколько месяцев, в марте 1906-го он решил вернуться в Британию.
Роза и Лилит отправились домой на пароходе через Индию, а Кроули предпочел посетить на обратном пути Соединенные Штаты, где надеялся собрать новую партию для еще одной попытки восхождения на Канченджангу. Перед отъездом он навестил в Шанхае свою давнюю подругу Элейн Симпсон, в одно время с ним состоявшую в ордене Золотой Зари. Элейн заинтересовалась «Книгой Закона» и заключенной в ней пророческой вестью, которую Кроули до сих пор сознательно игнорировал. Вместе они успешно провели ритуал призывания Айвасса, и тот велел Кроули: «Возвращайся в Египет, в ту же самую обстановку. Там я дам тебе знаки». Но Кроули не последовал указанию Айвасса и направился в Америку, как и собирался. По пути, во время остановки в японском порту Кобе, его посетило видение, которое он истолковал как знак того, что великие духовные сущности, известные как «Тайные Вожди», допускают его в Третий орден Золотой Зари. Прибыв в Америку и так и не найдя себе спутников для альпинистской экспедиции, он отправился домой и в июне 1906 года вновь ступил на землю Британии.
Информация, изложенная ниже, взята из английской версии WikipediA в переводе Анны Блейз.
Алистер Кроули
Биография
Алистер Кроули (12 октября 1875 — 1 декабря 1947), урожденный Эдвард Александр Кроули, известный также под магическими именами «Брат Perdurabo» и «Великий Зверь», — влиятельный английский оккультист, мистик и мастер церемониальной магии, основатель религиозной философии Телемы. Также добился впечатляющих успехов в ряде других областей деятельности (поэзия, альпинизм, шахматы) и, по некоторым предположениям, был сотрудником британской разведки. В качестве основателя религии Телемы считал себя пророком, призванным провозгласить, что в начале XX века человечество вступило в Новый Эон (Эон Хора).
Кроули родился в зажиточной семье из верхних слоев среднего класса. В молодости он состоял в Герметическом ордене Золотой Зари и был дружен с главой этого ордена — С.Л. Макгрегором Мазерсом. В 1904 году в Каире Кроули установил контакт со своим Священным Ангелом-Хранителем — сверхчеловеческой сущностью по имени Айвасс — и записал под его диктовку текст «Книги Закона». Эта книга легла в основу новой религии — Телемы.
В дальнейшем Кроули основал оккультный орден А:.А:., а со временем возглавил Орден Восточных Тамплиеров (О.Т.О.). С 1920 по 1923 гг. в Чефалу (Сицилия) действовала основанная им религиозная община под названием «Телемское аббатство». После изгнания из Италии Кроули вернулся в Англию, где до конца своей жизни продолжал работать над распространением учения Телемы.
В результате масштабной травли, развернутой против него в желтой прессе, а также вследствие бытовавшего среди широкой публики превратного истолкования основного принципа Телемы («Твори свою волю: таков да будет весь закон») Кроули приобрел репутацию «самого порочного человека на свете». Подобное отношение к нему сохранялось и посмертно; не изжито оно до конца и по сей день.
Тем не менее, Кроули оставался влиятельной фигурой; многие считали и продолжают считать его самым выдающимся оккультистом XX века. Упоминания о нем и образы, основанные на его личности, встречаются в творчестве многих писателей, музыкантов и кинорежиссеров, а его труды послужили главным источником вдохновения для целого ряда позднейших оккультных деятелей (среди прочих можно упомянуть Джека Парсонса, Кеннета Гранта, Джеральда Гарднера и, до некоторой степени, Остина Османа Спэра).
Жизнь и деятельность
Ранние годы: 1875—1894
Алистер (Эдвард Александр) Кроули родился в городке Лимингтон-Спа (Уорикшир, Англия) в доме №30 по Кларендон-сквер 12 октября 1875 года, между 11 и 12 часами вечера. Его отец, Эдвард Кроули (ок. 1830—1887) получил инженерное образование, но, по словам Алистера Кроули, никогда не работал по специальности. Он держал долю акций в семейном пивоваренном деле («Пиво Кроули») и получал немалую прибыль, благодаря чему смог отойти от дел еще до рождения сына. Мать Алистера, Эмили Берта Бишоп (1848—1917) родилась в семействе, происходившем из Девоншира и Сомерсета. Сын ее презирал, а она порой называла его в сердцах «Зверем 666», что производило на мальчика глубокое впечатление и запомнилось на всю жизнь. Отец Кроули по воспитанию был квакером, но вскоре после женитьбы присоединился к консервативной группе христианской секты плимутских братьев и стал странствующим проповедником. Каждый день после завтрака он прочитывал жене и сыну вслух одну из глав Библии.
5 марта 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка, оставив сыну большое наследство. Алистер всегда восхищался отцом и считал его «своим героем и другом», поэтому смерть Эдварда Кроули стала поворотной точку в жизни его сына. Алистер учился в частной школе плимутских братьев в Кембридже, но был исключен оттуда «за дурное поведение». После этого он недолгое время посещал Малверн-колледж и Тонбриджскую школу, а затем был переведен в Истбурн-колледж. Постепенно у него формировалось глубоко скептическое отношение к христианству. Он указывал своим наставникам в религии на различные логические нестыковки в Библии и бунтовал против норм христианской морали, в строгом повиновении которым был воспитан. Одним из главных проявлений этого юношеского бунта стали тайные сексуальные связи — как со знакомыми девушками, так и с проститутками.
Университет: 1895—1897
В 1895 году Кроули, которомуа.кроули вскоре предстояло сменить имя на «Алистер», приступил к трехгодичному курсу обучения в Тринити-колледже Кембриджского университета. Он намеревался получить степень бакалавра по этике и начал изучать философию, но вскоре с разрешения своего личного наставника переключился на английскую литературу, в то время не входившую в обязательную программу. В период учебы в университете основное время Кроули тратил на свои увлечения, одним из которых был альпинизм: ежегодно с 1894 по 1898 гг. он проводил каникулы в Альпах, и другие альпинисты, с которыми он был знаком, признавали в нем «многообещающего, хотя и несколько эксцентричного скалолаза». Другим его хобби была поэзия. Кроули писал стихи с десяти лет, а в 1898 году опубликовал за свой счет поэму «Акелдама» тиражом 100 экземпляров. Особого успеха она не имела, но, не обескураженный этим, Кроули в том же году опубликовал еще ряд стихотворений и поэм. Третьим увлечением были шахматы; Кроули вступил в университетский шахматный клуб, в первый же год выиграл партию у его председателя и тренировался по два часа в день, чтобы завоевать чемпионское звание, но в конце концов отказался от этой затеи.
В 1897 году Кроули познакомился с Гербертом Чарльзом Поллитом, председателем драматического клуба Кембриджского университета. Между ними завязались близкие отношения, но впоследствии Кроули разорвал этот союз, поскольку Поллит не разделял его интереса к эзотерике. «Я честно сказал ему, что посвятил свою жизнь религии и ему не находится места в моих планах. Теперь я понимаю, каким я был дураком, какая это чудовищная слабость и ошибка — отвергать какую бы то ни было часть своей личности».
Первый мистический опыт Кроули приобрел в декабре 1896 года, после чего начал читать книги по оккультизму и мистицизму. В октябре краткая болезнь заставила его задуматься о смертности и о «тщете всех человеческих усилий». Кроули ощутил бессмысленность дипломатической карьеры, к которой он готовился в университете, и решил посвятить свою жизнь оккультным занятиям. В 1897 году он оставил учебу, решив не сдавать экзамены на степень, несмотря на большие успехи, которые выказал на экзаменах в предыдущих семестрах.
Золотая Заря: 1898—1899
В 1898 году в Церматте (Швейцария) Кроули познакомился с химиком Джулианом Л. Бейкером на почве общего интереса к алхимии. По возвращении в Лондон Бейкер представил Кроули Джорджу Сесилу Джонсу, члену Герметического ордена Золотой Зари. 18 ноября 1898 года Кроули прошел посвящение в степень Неофита Золотой Зари. Церемония, посвятителем в которой выступил С.Л. Макгрегор Мазерс, прошла в лондонском Зале Масонов Метки. В качестве орденского девиза Кроули принял имя «Брат Perdurabo», что означает «Претерплю до конца». Приблизительно в то же время он переселился из отеля «Сесил» в роскошную квартиру на Ченсери-лейн, 67—69. Одну из комнат своего нового жилища он отвел для занятий белой магией, другую — для черной. Вскоре он пригласил одного из собратьев по ордену, Алана Беннета, разделить с ним кров; и Беннет стал его личным наставником в церемониальной магии. Однако в 1900 году Беннет уехал на Цейлон для поправки здоровья и углубленного изучения буддизма, а Кроули между тем приобрел (в 1899-м) поместье Болескин в Фойерсе на берегу озера Лох-Несс (Шотландия). Очарованный шотландской культурой, он впоследствии стал называть себя «лэрдом Болескина» (лэрд — нетитулованный шотландский дворянин) и носил традиционный костюм шотландских горцев даже во время визитов в Лондон.
Тем временем в ордене Золотой Зари случился раскол. Лондонский храм ордена взбунтовался против Макрегора Мазерса, сочтя его правление излишне автократическим. Пройдя все степени первого, Внешнего ордена, Кроули отправился в Париж к Мазерсу и получил от него посвящение во Внутренний орден, поскольку в Лондоне ему отказали в дальнейшем продвижении по степеням. Присягнув на верность Мазерсу, Кроули вернулся в Англию и с помощью своей любовницы и сестры по ордену Элейн Симпсон попытался подавить бунт и захватить лондонский храм с Усыпальницей Адепта. В ходе этих безуспешных попыток он вступил в открытый конфликт с несколькими членами ордена, в том числе с У.Б. Йейтсом, которого Кроули невзлюбил еще раньше, по причине неблагоприятного отзыва Йейтса на одну из его поэм («Иеффай»). Кроме того, особую неприязнь у Кроули вызывал А.Э. Уэйт, которого он впоследствии неоднократно осмеивал и пародировал в своих сочинениях.
Мексика, Индия и Париж: 1900—1903
а.кроулиВ 1900 году Кроули отправился в США, а оттуда — в Мексику, где к нему присоединился старый друг — альпинист Оскар Эккенштейн. Вдвоем они покорили несколько непростых горных вершин, в том числе Истаксиуатль и Попокатепетль; восхождение на Колиму пришлось прервать из-за вулканического извержения. В этот период Эккенштейн открыл, что и он не чужд мистических интересов, и посоветовал Кроули добиваться лучшего контроля над мыслями, обратившись к индийским методам раджа-йоги. Расставшись с Золотой Зарей и Мазерсом, Кроули, тем не менее, продолжал магические эксперименты; из его дневников за тот период явствует, что именно тогда он начал открывать глубокий смысл, заложенный в магическом слове «Abrahadabra».
Покинув Мексику — страну, к которой он навсегда сохранил большую симпатию, — Кроули посетил Сан-Франциско, Гавайи, Японию, Гонконг и Цейлон. На Цейлоне он разыскал Алана Беннета и, усиленно занявшись йогой под его руководством, достиг возвышенного духовного состояния дхьяны. Беннет между тем принял решение стать монахом буддийской школы теравада и уехал в Бирму, а Кроули отправился в Индию для более глубокого изучения индуистских практик. В 1902 году в Индии он снова встретился с Оскаром Эккенштейном и еще несколькими альпинистами. Сформировалась экспедиция для восхождения на пик К2, в которой, помимо Кроули и Эккенштейна, приняли участие Гай Ноулз, Г. Пфаннль, В. Уэссели и д-р Жюль Жако-Гийярмо. В ходе этого путешествия Кроули заболел гриппом, малярией и снежной слепотой; другим членам экспедиции также нездоровилось, и по достижении высоты в 6100 м над уровнем моря было решено повернуть назад.
В 1903 году Кроули женился на сестре своего приятеля Джеральда Фестаса Келли — Розе Эдит Келли. Это был брак по расчету, но вскоре после свадьбы Кроули по-настоящему влюбился в свою жену. Джеральд Келли был художником и другом писателя Сомерсета Моэма, который после краткого общения с Кроули сделал его прототипом одного из персонажей своего романа «Маг» (1908).
Египет и «Книга Закона»: 1904
В 1904 году Кроули и Роза отправились в Египет инкогнито — под именами князя и княгини Хива Хан (Кроули утверждал, что этот титул даровал ему некий восточный монарх). По рассказам Кроули, во время пребывания в Каире он решил развлечь свою беременную жену и провел магическую церемонию для вызывания сильфов, духов воздуха. Сильфов Роза так и не увидела, но вместо этого вошла в транс и стала повторять: «Они ждут тебя». Вскоре выяснилось, что «они» — это древнеегипетский бог Хор и некий его посланник. Затем Кроули привел Розу в Булакский музей, где она с первой же попытки указала на изображение Хора на малоизвестной погребальной стеле жреца Анх-эф-на-Хонсу (VII век до н.э.; эта стела впоследствии получила название «Стела откровения» и стала священной реликвией Телемы). Кроули с изумлением заметил, что в музейном каталоге эта стела значилась под номером 666 — знаменитым «Числом Зверя» из Апокалипсиса. Приняв это за знак свыше, 20 марта Кроули провел инвокацию Хора, после которой Роза (или, как он теперь называл ее, Пророчица Уарда) сообщила ему, что наступило «Равноденствие богов».
С 8 по 10 апреля Кроули записал текст «Книги Закона», продиктованный ему духовной сущностью по имени Айвасс. Айвасс представился как посланник Гарпократа (одной из ипостасей Хора) и объявил, что в истории человечества начался Новый Эон, а Кроули призван стать его пророком. Высшим нравственным законом Нового Эона был объявлен принцип «Твори свою волю: таков да будет весь закон», дополнением к которому служила формула: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей»; каждому человеку предстояло определить свою Истинную Волю и жить в соответствии с нею. Впоследствии эти принципы и текст «Книги Закона» легли в основу религии Телемы, хотя сам Кроули принял откровение о Новом Эоне и о своей миссии далеко не сразу. Поначалу он решил игнорировать многие предписания «Книги Закона» (такие, например, как приказ забрать Стелу Откровения из музея или повеление перевести «Книгу Закона» на все языки) и ограничился лишь рассылкой машинописных копий ее текста нескольким своим знакомым оккультистам.
Канченджанга и Китай: 1905—1906
Вернувшись в Болескин,а.кроули с семьей Кроули решил, что С.Л. Макгрегор Мазерс подвергает его магическим атакам из зависти к его успехам на поприще церемониальной магии. Отношения между бывшими собратьями непоправимо испортились. 28 июля 1905 года Роза родила своего первого ребенка — дочь, которой дали имя Нуит-Ма-Ахатхор-Геката-Сапфо-Иезавель-Лилит (в дальнейшем для простоты ее называли только последним именем). Кроме того, Кроули основал издательский дом под названием «Общество распространения религиозной истины» (пародия на миссионерское «Общество распространения христианского знания») и опубликовал под его маркой несколько сборников стихотворений и эссе, в том числе «Меч песни». Продавались они плохо, несмотря на то, что производили сильное впечатление на многих критиков, и чтобы пробудить интерес у читателей, Кроули объявил о конкурсе на лучшее эссе о своей поэзии, назначив награду победителю в 100 фунтов. Победил Дж.Ф.Ч. Фуллер (1878—1966), офицер британской армии и военный историк, в своем эссе «Звезда на Западе» заявивший, что Кроули — один из величайших поэтов за всю историю человечества.
Кроули решил покорить еще одну из величайших гор планеты — Канченджангу в Гималаях, которую альпинисты того времени называли «самой коварной горой на свете». В собранную им партию вошли доктор Жако-Гийярмо (ветеран восхождения на пик К2) и еще несколько европейцев, в том числе Шарль Адольф Реймон, Алексис Паш и Альчести Риго де Риги. Они добрались до Британской Индии и приступили к восхождению. В ходе этой экспедиции между Кроули и другими членами партии не раз возникали споры, и однажды вечером несколько спутников Кроули взбунтовались, сочтя его слишком неосторожным, и покинули лагерь. Они решили отправиться в обратный путь тотчас же, не дожидаясь утра, хотя Кроули предупреждал их, что спускаться в темноте слишком опасно. В результате Паш и несколько носильщиков погибли в результате несчастного случая.
Вернувшись из этой экспедиции, Кроули направился в Калькутту, где к нему присоединились Роза и Лилит. Вскоре ему пришлось покинуть Индию, чтобы избежать ареста: он застрелил местного жителя, который пытался его ограбить. Вместе с женой и дочерью он отправился в путешествие по Китаю. Во время одного из переходов произошел примечательный случай: Кроули упал со скалы высотой в сорок футов, но остался цел и невредим. Это происшествие убедило его, что высшие силы хранят его ради некоей великой цели, и он принял решение полностью посвятить себя духовной и магической работе. Выучив наизусть «Предварительное призывание» из «Гоэтии», он начал ежедневно применять его для призывания своего Священного Ангела-Хранителя. Проведя в Китае еще несколько месяцев, в марте 1906-го он решил вернуться в Британию.
Роза и Лилит отправились домой на пароходе через Индию, а Кроули предпочел посетить на обратном пути Соединенные Штаты, где надеялся собрать новую партию для еще одной попытки восхождения на Канченджангу. Перед отъездом он навестил в Шанхае свою давнюю подругу Элейн Симпсон, в одно время с ним состоявшую в ордене Золотой Зари. Элейн заинтересовалась «Книгой Закона» и заключенной в ней пророческой вестью, которую Кроули до сих пор сознательно игнорировал. Вместе они успешно провели ритуал призывания Айвасса, и тот велел Кроули: «Возвращайся в Египет, в ту же самую обстановку. Там я дам тебе знаки». Но Кроули не последовал указанию Айвасса и направился в Америку, как и собирался. По пути, во время остановки в японском порту Кобе, его посетило видение, которое он истолковал как знак того, что великие духовные сущности, известные как «Тайные Вожди», допускают его в Третий орден Золотой Зари. Прибыв в Америку и так и не найдя себе спутников для альпинистской экспедиции, он отправился домой и в июне 1906 года вновь ступил на землю Британии.