
Символическая женитьба царя на земле отражена и в библейских текстах: «И вошел Птоломей в Антиохию и возложил на свою голову два венца - Азии и Египта» (1-я Макк;11,13).
В доведической Индии эта священная свадьба называлась сваямарой. Царица воплощала дух Сати, девственной ипостаси Кали, ее избранник становился Шивой Прекрасным, чтобы ровно через год превратиться в Шаву, труп, на который украшенная ожерельем из человеческих черепов Кали теперь уже в ипостаси гневной разрушительницы Дурги возложит другой венец - похоронный.
Отголоски этой древнейшей церемонии можно обнаружить и в современном мире. Это, конечно, коронация: король вступает в брак со своей страной, водружая корону и давая фаллическую клятву верности своей суженой. Некоторое сходство с символикой коронации, можно увидеть в ритуале награждения лауреатов («одетые лавром» - греч.) и победителей состязаний: здесь одна из муз выбирает себе жениха, надевая на него венок и вручая кубок с «медом любви».
Символ награды, почета, а также законченности, совершенства, бессмертия и величия. Образ венка соотносится с символикой головы как средоточия духовной силы и круга как образа вечности, а также с символикой растительности как олицетворения жизненных сил. Венец во многих традициях являлся атрибутом богов. В древности венцы использовались в различных обрядах (в том числе и похоронных) и празднествах в качестве знака союза между живым и мертвым, между предками и потомками; эта связь с культом предков и обусловила понимание венка как символа бессмертия.
В дальнейшем произошло расширение первоначального смысла образа. Так, например, в Древней Греции венки вручались победителям игр в честь принесенного в жертву мифического героя Пелопа. Впоследствии венки из лавра стали вручаться на Олимпийских играх в качестве собственно награды — как знак славы; а затем, уже в Древнем Риме, лавровый венок за победу на войне («корона триумфалис») стал атрибутом цезаря — как знак почета и величия.