Изображение

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940

Психологические темы.

Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

14 дек 2017, 22:36

Да, я в курсе этой штуки с обесчеловечиванием, конечно, если кто в бою станет думать о том, что он сейчас оборвет жизнь вот этого парня, а у того мать, жена, дети и он вообще, вполне возможно, человек неплохой и в иных обстоятельствах они могли бы стать друзьями, кто знает.. он погибнет первым, потому и вырабатывается отношение к врагам как к нелюдям. Действенно, эффективно.
Методика применима в разных ситуациях, читала опыт использования ее один, там человек себя полностью переориентировал, вышел с минимальными потерями из крайне травматичной и болезненной ситуации, дерматит, правда, вылез, тело всегда мстит, если его дурить, но, тем не менее. Небольшая жертва в том случае, приемлемая.
Kassiel
Эксперт
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 06 июн 2017, 19:53

15 дек 2017, 20:08

Sigrid писал(а):
14 дек 2017, 22:36
Да, я в курсе этой штуки с обесчеловечиванием, конечно, если кто в бою станет думать о том, что он сейчас оборвет жизнь вот этого парня, а у того мать, жена, дети и он вообще, вполне возможно, человек неплохой и в иных обстоятельствах они могли бы стать друзьями, кто знает.. он погибнет первым, потому и вырабатывается отношение к врагам как к нелюдям. Действенно, эффективно.
Методика применима в разных ситуациях, читала опыт использования ее один, там человек себя полностью переориентировал, вышел с минимальными потерями из крайне травматичной и болезненной ситуации, дерматит, правда, вылез, тело всегда мстит, если его дурить, но, тем не менее. Небольшая жертва в том случае, приемлемая.
Да в бою никто о таком при любых условиях думать не станет. Защитные механизмы психики никто не отменял.
Вся суть в том, чтобы убедить человека идти на войну. На войне уже никто ни о чем думать не будет.
Главное - выжить. В таких условиях будет работать исключительно базовый инстинкт.
Лично я смог когда-то этим методом победить социофобию, а точнее тот негативный опыт, что и стал ее причиной.

Кстати, а вы ничего сюда не выкладывали по когнитивной психологии? Очень интересное направление.
Мне недавно давали читать книгу на английском языке по данному направлению, очень познавательно.
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

15 дек 2017, 20:22

Нет, не выкладывала, буду рада, если вы поможете с разделом. Тема интересная и идет вне отрыва от нашей основной.)
Kassiel
Эксперт
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 06 июн 2017, 19:53

15 дек 2017, 20:27

Хорошо, будет время, буду выкладывать)
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

15 дек 2017, 20:36

Kassiel писал(а):
15 дек 2017, 20:27
Хорошо, будет время, буду выкладывать)
Спасибо!)
Kassiel
Эксперт
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 06 июн 2017, 19:53

16 дек 2017, 19:08

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Мартин Селигман совместно с коллегой Стивеном Майером разработали схему эксперимента с ударом током с участием трех групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение. У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами.

Влияние феномена на человека в повседневной жизни

Главная проблема выученной беспомощности заключается в том, что человек боится что-либо изменить, вследствие пережитого им негативного опыта. Данная проблема охватывает все сферы нашей жизни: от политики до личных отношений.

Селигман утверждает, что выученная беспомощность лежит в основе пессимизма. Если человек несколько раз оказался в ситуации беспомощным, он может потерять веру в позитивный исход ситуации и начать смотреть на собственную жизнь пессимистически.

Это могут быть неудачные отношения в прошлом или же страх сменить место работы из-за проблем в трудоустройстве ранее, и даже отказ голосовать на выборах за более лучшего кандидата в президенты из-за того, что когда-то народ принял неверное решение и государство оказалось в упадке.

Нередко состояние выученной беспомощность прививают родители в детстве, пресекая любые попытки самостоятельности и инициативы. Ребенка убеждают в том, что сам он ничего не может и поэтому за него все будут делать близкие люди.
Возможен иной вариант, когда родственники мешают начинанию фразой: "Да у нас таких в роду никогда не было, с чего бы им появиться?".
Данный вариант тесно связан с психологией бедности: "Не были никогда богатыми, нечего и начинать".

Часто играет роль и влияние социума. Окружающие могут убеждать человека, что он недостаточно хорош для воплощения задуманного. Или лишний раз напоминать о пережитом им негативном опыте и предостерегать от какой-либо деятельности.

Способы противодействия:

1. Позитивное мышление
Что бы не случилось, у меня все будет замечательно. В жизни редко происходит что-то фатальное и необратимое и это точно не ваш случай.
Любые неудачи и ошибки - часть вашей жизни. И они могут сделать вас лучше, ведь вы получите необходимый опыт для того, чтобы достичь успеха. Важно помнить, что все будет хорошо. Рано или поздно вы добьетесь своего. И бездействие в состоянии беспомощности явно не ваш вариант.
2. Проявляйте инициативу
Даже если вам в детстве запрещали это делать, то сейчас все иначе. Вы сами хозяева своей жизни и более не зависите от своих родителей. Вы будете на шаг впереди тех, кто предпочел сидеть в беспомощном состоянии.
3. Абстрагируйтесь от мнения окружающих
Люди, особенно люди беспомощные, всегда будут пытаться вас убедить, что любые начинания бессмысленны и приведут к вашему поражению. Такое может произойти в силу особенностей менталитета или личного опыта того, кто пытается вас убедить. Оставьте таких людей лежать и скулить подобно собакам из эксперимента и действуйте.

Почему важно избавиться от проблемы?

Состояние выученной беспомощности является проблемой многих людей. Но важно понимать, что бездействие приводит нас к упущенным возможностям, а это намного страшнее. Ведь жизнь нам дана одна и наше время пребывания в этом мире ограничено. Лучше сделать что-то сейчас, несмотря на неприятный опыт из прошлого, ведь иной возможности может и не быть вовсе.
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

17 дек 2017, 16:40

Ох уж эти ученые, хлебом их не корми - дай животинку потиранить. Ясное дело, если стучать раз за разом в закрытые двери, то невольно подумаешь, а не стена ли это? И такие выводы оптимизма, ожидаемо, не прибавляют. Пропала мотивация, пропало и действие.
Kassiel
Эксперт
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 06 июн 2017, 19:53

17 дек 2017, 17:25

Sigrid писал(а):
17 дек 2017, 16:40
Ох уж эти ученые, хлебом их не корми - дай животинку потиранить. Ясное дело, если стучать раз за разом в закрытые двери, то невольно подумаешь, а не стена ли это? И такие выводы оптимизма, ожидаемо, не прибавляют. Пропала мотивация, пропало и действие.
Ничего, в жертву же животных приносим и не жалуемся. А здесь все живы и относительно здоровы)
Только вот в данном случае никаких стен нет. Беспомощность, как было написано, возникает не только вследствие негативного опыта. Довольно часто это особенности менталитета или воспитания, что по сути практически одно и то же. А проблема заключается в том, что человек прекращает попытки что-либо изменить (как и животные).
А почему же вывод не прибавляет оптимизма? Лично мне помогает осознание того, что мое время ограничено. Все психологические заморочки как рукой снимает)
Лично я не очень верю в загробную жизнь. Но даже если она и есть, то на той стороне в любом случае невозможно будет сделать то, что можно здесь, так чего время терять на бездействие)
Kassiel
Эксперт
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 06 июн 2017, 19:53

22 янв 2018, 11:28

Когнитивная психология и сознание. Часть 1

Введение.

История изучения сознания.

Тема сознания, когда-то центральная в психологии, а затем отвергнутая как ненаучная, теперь снова популярна. Она не может так просто исчезнуть, и на то есть серьезные причины. Мы проводим большую часть жизни в бодрствующем состоянии, занимаясь сознательной деятельностью, и даже во время сна мы слышим «шепот сознания». В противном случае как бы мы могли пробудиться, реагируя на крик своего ребенка, или вскочить от ковша холодной воды, выплеснутого в лицо? Когда мы полностью приходим в сознание после глубокого сна, по всему мозгу отмечается массивное изменение электрической активности; быстрые, маленькие и несимметричные волны свойственной состоянию бодрствования ЭЭГ заменяют большие, медленные и правильные возвышения и впадины ЭЭГ глубокого сна. Вместе с тем мы, люди, начинаем испытывать богатое разнообразие сознательных переживаний: цвета и звуки, чувства и запахи, образы и мечты, богатое зрелище повседневной действительности. Поскольку эти сообщения сознательного опыта так хорошо синхронизированы с мозговой активностью, психологи заключают, что они отражают одну и ту же основную реальность — реальность бодрствующего сознания.

Сознание — это осведомленность о внешних и когнитивных явлениях, таких как образы и звуки мира, воспоминания, мысли, чувства и телесные ощущения. Согласно этому определению, сознание имеет две составляющие:

- Сознание включает понимание внешних стимулов. Например, вы можете внезапно осознать песню птицы, острую зубную боль или заметить старого друга.

- Сознание также включает знание о психических явлениях — мыслях, приходящих из воспоминаний.

Например, вы могли бы подумать о названии птицы, номере телефона вашего дантиста или о пицце, которой вы залатали рубашку друга.
Эти внутренние, часто личные мысли так же важны для определения «кто мы такие и что мы думаем», как и внешние стимулы. В течение дня все мы имеем несметное число сознательных переживаний, вызванных образами и звуками мира, а также немыслимое количество внутренних сознательных переживаний, вызванных сокровенными мыслями, которые говорят нам о наших личностных реакциях и чувствах.

Какая, мысль находится сейчас в вашем сознании? Каков ее источник? Знает ли кто-то еще о ваших мыслях?

Вы когда-либо скрывали свои мысли от других людей? Если да, то почему? Подобные вопросы заставляют нас всегда помнить о сознании.

Никто не регистрировал ранние этапы эволюции, но если бы существовал такой летописец, вероятно, он наблюдал бы развитие сознания в самом начале возникновения психической жизни развивающихся существ.

Кроме того, интерес к теме сознания был близко связан с основополагающими для человека вопросами, например: «Кто я?», «Почему ко мне приходят эти мысли?» и «Что со мной происходит, когда я сплю или умираю?» Эти темы также связаны с религией и суевериями. Тема сознания была частью философских учений с древности до настоящего времени.

Научная психология зародилась в XIX столетии как изучение сознательного опыта. Согласно известному высказыванию Уильяма Джеймса, «психология — это наука о психической жизни», под которой он подразумевал осознаваемую психическую жизнь. Джеймс не был одинок в таком определении психологии. До него европейские ученые, включая Германа Эббингауза и Зигмунда Фрейда (который перевернул мир с ног на голову своими идеями о сознании, и особенно о подсознательных факторах, определяющих мышление и поведение человека), создали то, что мы уже полвека называем научной психологией. Некоторые результаты этой работы получили большое признание. Например, в середине XIX столетия были открыты психофизические законы. Проводились многочисленные исследования гипноза и сенсорных процессов; началось изучение памяти и интеллекта; были сформулированы законы ассоциативного научения. И почти каждый ученый считал, что сознание — ключ к пониманию данных психических явлений.

Эта ситуация изменилась около 1900 года в результате работ Ивана Павлова, Джона Уотсона и других ученых, полагавших, что с научной точки зрения ошибочно иметь дело с сознанием человека, так как мы можем наблюдать только физическое поведение или мозг. В течение большей части XX столетия личный опыт человека был для науки почти запретной темой, и тому были реальные причины. Во многих случаях трудно убедиться в достоверности личного опыта человека, так как трудно получить подтверждающие его научные факты. Все же психологи нашли остроумные способы проверить гипотезы о кратковременной памяти, имплицитном познании и умственных образах, которые не наблюдаемы. Почему же эти стратегии нельзя применить к изучению сознания? Почему бы не рассмотреть опыт других людей как логически выведенный конструкт, основанный на наблюдаемых фактах, так же как ученые поступают с электронами и скоростью света? Методологические проблемы изучения сознании, очевидно, сложны, но они разрешимы.

Существует также философская проблема, которая не позволяла ученым исследовать сознание так, как мы обычно изучаем память или восприятие. Она называется проблемой души и тела и обсуждается философами со времен появления письменности. Проблема души и тела касается того, является ли наш мир в основном психическим или физическим. Можно ли все сознательные переживания объяснить нервной активностью? Или же сами нейроны — лишь идеи в умах ученых?

В повседневной речи мы всегда поочередно оперируем психическими и физическими способами описания действительности. «Я принял [физическое] аспирин от острой [психическое] головной боли». «Я подошел к [физическое] холодильнику, потому что мне [психическое] очень хотелось мороженого». Как субъективный опыт приводит к физическим действиям, и наоборот? С точки зрения здравого смысла это не имеет значения. Он просто перескакивает между царствами души и тела. Психология здравого смысла является дуалистической.
Однако ситуация становится более сложной, когда мы пытаемся тщательно проанализировать отношения между нашими личными переживаниями и социальным миром, в котором живем. В царстве аспирина и холодильников обычная причинная связь объясняет, как происходят события.
Мороженое может таять из-за высокой температуры, а аспирин может испортиться от сырости.
Эти явления подчиняются причинно-следственным связям физического мира. Но на психические явления влияют цели, эмоции и когнитивные процессы, которые, очевидно, подчиняются другим законам.

В западной философии считалось, что человеческая душа имеет только психические свойства, а в XVII веке французский философ и математик Рене Декарт пришел к выводу, что сознательная душа соприкасается с физическим мозгом только в одной точке: крошечной шишковидной железе, находящейся у основания; мозга. Он не мог придумать другого способа объяснить, как разумная душа связана с физическим телом. Большинство западных философов были менталистами и считали, что сознательная душа — это основа всей реальности. Азиатские философские учения, как правило, также были менталистскими.

Однако в начале XX столетия положение изменилось. Возможно, главная причина непринятия учеными начала XX века сознания состояла в том, что, как они полагали, ментализм несовместим с уже сформировавшимися науками, такими как химия и физика. Поэтому вскоре в науке зародилось широкое движение физикализма, согласно которому все сознательные переживания можно объяснить нервной деятельностью или, психологически, доступными наблюдению стимулами (входящей информацией) и реакциями (выходящей информацией).

В психологии эту бихевиористскую философию популяризировали И. П. Павлов и Джон Уотсон, к которым присоединился Б. Ф. Скиннер и многие другие психологи. Это движение началось примерно в 1910 году и просуществовало вплоть до 1970-х. В течение большей части XX века ученые избегали изучения сознания, поскольку считалось, что это по сути менталистское понятие.

Теперь ситуация изменилась, но современные психологи, по-видимому, еще недостаточно разработали данную тему.

Список используемой литературы:
Когнитивная психология. 6-е изд., Роберт Л. Солсо.
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

22 янв 2018, 14:04

Часть 2 будет? Я затаилась в ожидании.) Тема интересная.
Ответить

Вернуться в «Разговоры на свободные темы»