
Происхождение огама неизвестно: некоторые считают его источником латинский алфавит, некоторые - германские руны. В пользу второй гипотезы говорит структура огамического алфавита: алфавит поделен на группы (мн.ч. "aicmi", ед.ч. "aicme") по 5 букв (мн.ч. "feda", ед.ч. "fid"), что имеет некоторое сходство с эттами германских рунических алфавитов. При этом огам создает впечатление письменности, созданной искусственно одним или несколькими мудрецами древности, нежели развившейся естественным путем - настолько он геометричен и однообразен. Именно эта особенность огама является одной из причин, по которой не существовало книг, написанных этим алфавитом - бегло читать его крайне сложно (другая причина заключалась в том, что друиды принципиально не записывали свои знания).
Огамические надписи представляют собой линии (др.-ирл. "druim", "позвоночник, хребет") с нанесенными перпендикулярно (или под углом) черточками, которые могут располагаться как по одну сторону от нее, так и пересекая. Надписи читаются снизу вверх (в неодруидизме считается, что причиной тому служит аналогия с растущим деревом) или слева направо. Часто в роли druim выступало ребро камня, и черточки оказывались на двух разных гранях.
Всего огам включает 20 букв (feda), означающих согласные и гласные звуки, позже были добавлены буквы (forfeda) для обозначения дифтонгов, резко отличающийся по своему внешнему виду от остальных. Первые три пятерки (Aicme Beithe, Aicme hUatha и Aicme Muine) передают согласные звуки, четвертая же (Aicme Ailme) передает гласные.
В современном друидизме каждой букве огама соответствует какое-либо дерево (у разных авторов соответствия могут несколько отличаться), а Роберт Грейвс, в своей книге "Белая Богиня" даже составил "календарь деревьев" на основе огама. С точки зрения же ученых, лишь около половины названий букв можно уверенно соотнести с названиями деревьев.
(c) Morumbar