Изображение

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940

Сакральные числа. Зильберман Михаил Израйлевич

Тайные значения чисел. Числа в магии и мистицизме. Пифагорейская, индийская и китайская нумерология, каббалистическая нумерология, числа в колдовстве, тайное число дня рождения. Нумерология любви и брака. Число и аспекты личности. Современная западная нумерология, традиция древнего Египта.
Ответить
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

30 мар 2015, 19:18

Сакральные числа.

"Число есть слово неизреченное; оно есть волна и свет, хотя никто их не видит; оно есть ритм и музыка, хотя их никто не слышит. Оно неизменно, но вариации его безграничны. Любая форма жизни есть конкретное проявление Числа".
Морис Дрюон "Воспоминания Зевса"


В глубокой древности любой рисунок, в том числе буквы или цифры, любое скульптурное (объёмное) изображение, непременно были семантически значимыми и имели сакральное значение.
В архаичных традициях разных народов числу (комбинации особых чисел) всегда при-давался многозначный смысл, но его основное значение повсеместно носило в себе мистическую, сакральную смысловую нагрузку. Знание символики, понимание вкладываемого в то или иное число сакрального содержания, позволяет разобраться в древних фресках и графемах, прочитать их.
Существует мнение, что сакральность чисел (сакральная нумерология) обычно увязывается либо с особенностями календаря, либо с концепциями космогонии.


Число один, начало всему, символизирует нечто одно, единственное, уникальное по своей сакральной сути. "Священная единица является образом бестелесного бога, которому она уподобляется по единству" (De specialibus legibus II, ј 176; Елизарова, 1972, с. 78). Триединое божество (три слитое в один) - нечто одно, целое и неделимое, по своей сакральной значимо-сти на много превосходящее исходные величины.


Число два, видимо, в глубокой палеолитической древности воспринималось как сакральное, выражающее амбивалентность образа Двуединого божества (он-она, мать-отец). Позднее это число, вероятно, связывалось либо просто с повтором или увеличением (со счётом): "не прошло пяти, не прошло десяти дней", либо отражало симметрию или дуализм, семантическую оппозицию: да-нет; плохо-хорошо; белое (свет)-чёрное (мрак); верх-низ; юг-север. Число два нашло применение в "близнечных" мифах.


Магическое число семь проникло во все сферы жизни "черноголовых" и его частотность, по сравнению с остальными сакральными числами, весьма высока.
В шумерских астрономических текстах Земля (седьмая планета в шумерской космогонии, так как отсчёт производился от границ галактики по направлению к Солнцу) обозначалась либо числом семь, либо семью точками. Точно такие же символы нередко наносились и на изображения бога Энлиля (88.с80). Правитель Лагаша Гудеа называл число семь - "небесным" (такое же отношение к числу семь отмечено и у древних греков: Марк Варрон в книге "Об изображениях" писал, что это число "творит на небе звёзды" и кометы, и соотносится с движением Луны). На земле Древней Месопотамии была установлена семидневная неделя, причём, дни недели были посвящены семи небесным телам.
В древнеиндийском (вероятно, убейдском) предании фигурируют, в частности, семь мудрецов - риши, переживших потоп, дабы сохранить и передать грядущим поколениям мудрость допотопной Земли.
У библейских евреев число семь имело столь же широкое хождение (упоминается в Библии ок. семисот раз) и столь же глубокое сакральное содержание, как и у шумеров.
Иосиф Флавий (43.с97,Пр.26), в бытность свою священник (I в. н.э.) и потомок священников, описывает отношение к числу семь в древности: это число обладает "особенно божественной Доха"; оно - "раскрытое единство". Умножение какого-либо иного числа на семь "налагает печать известной святости на полученный результат". В эпоху Храма наступление каждого седьмого месяца отмечалось дополнительными жертвоприношениями: "И воструби трубою в седьмой месяц" (Лев.25.10). В качестве ещё одного примера отметим тот факт, что национальная эмблема государственности древних евреев - семисвечник.
В египетских "Текстах Строителей" храмов в Эдфу также упоминаются "семь мудрецов", которые были "единственными божественными существами, знавшими, как создавать храмы". Однако известно (57.с144,149), что число семь "не отражено в графической симво-лике ни в раннеземледельческих (Древний Египет и Ханаан), ни в древнеиндийских верова-ниях". Это, возможно, обусловлено постраннеземледельческим представлением о числе семь, преимущественно как о хтоническом (как об эмблеме божества царства мёртвых, преиспод-ней; ранее же земля и преисподняя разделены не были). Так, в Древнем Египте семь - число бога Осириса, владыки царства мёртвых: "В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца... ища Осириса" (Плутарх. "Исида и Осирис"). Со-гласно легендам, в седьмом часу ночи (в полночь) змей Апоп (исчадие преисподней) напада-ет на лодку небесного бога Ра; мертвый проходит через семь залов и семь дверей, чтобы по-пасть в Дуат (то же и в Куре (преисподней, подземном мире) "черноголовых"). Однако когда фараону Эхнатону потребовалось установить "стелы, которые отмечали бы границы террито-рии (земли) Атона" в городе бога, то было поставлено 14 (7 и 7) стел; т.е. у египтян сакраль-ное число семь традиционно соотносилось и с землёй, и с преисподней. Согласно росписей, обнаруженных на стенах святилищ Чатал-Гуюка, число семь связывалось и у анатолийцев с землёй ещё в VII тыс. до н.э.


Текст, идентифицированный Ф. Тюро-Данженом как программа вавилонских храмовых торжеств новогоднего праздника Акиту, убедительно свидетельствует в том, что число двенадцать считалось священным, определяющим все небесные явления и обычно сопоставлялось с небосводом. Так, при движении Солнца по замкнутому пути, годовой круг, образуемый "хороводом" месяцев, имеет завершённый образ в виде Зодиака с двенадцатью (или тринадцатью - по числу лунных месяцев в лунно-солнечном календаре) отмеченными участками ("домами"), через которые месяцы и приводятся в соответствие с созвездиями зодиакального пояса, носящими то же название, что и "дома".
Лунный год содержит 354,367 суток и состоит из 13 сидерических (точнее 12,97) или из 12 (точнее 12,2) синодических месяцев, поэтому и знаков Зодиака могло быть 12 или 13 (Зодиак древних майя (49-2.с143) состоял из 13 "домов", а неделя содержала 13 дней).
Считается (49-2.с143), что сакральный образ Зодиака в целом реализовывал символику "небесной славы" и световой небесной сферы, небосвода.
В Древнем Египте и в Китае (49-2.с145), у "черноголовых" и у древних евреев, у прадравидов, а также греков и римлян Зодиак состоял из двенадцати "знаков". В шумерской космогонии и Солнечная система состояла из двенадцати тел (Солнце, Луна и ещё десять планет). Найдена (90.) аккадская цилиндрическая печать (III тыс. до н. э.; Берлинский музей, номер каталога VA/243), где Солнце изображено в виде круга, вокруг которого расположено ещё одиннадцать меньших кругов. На "кудурру", пограничном камне из Элама, установленном царем Мели(х)шипаком, вырезаны двенадцать знаков Зодиака и символы двенадцати членов Солнечной системы (эмблемы двенадцати небесных богов), (З. Ситчин "Двенадцатая планета").
Как пример использования числа двенадцать в прикладном изобразительном искусстве шумеров, можно указать предметы из сокровищ "Царских гробниц" Ура: найдено много однотипных золотых ожерелий с двенадцатью листьями на каждом (образ зодиакального пояса с двенадцатью "домами"); борода, обрамляющая знаменитую голову быка (бога Луны Наннара) с резонатора арфы, разобрана на столько же прядей. Заметим, что двенадцать - одно из сакральных чисел Осириса, бога смерти и посмертного возрождения (т.е. двенадцать - как число, состоящее из земного семи и хтонического пяти, - эмблема Великого бога-отца).


У месопотамцев и число тринадцать неоднократно применялось в изобразительной символике. Так, например, алтарь ассирийского царя Тукульти-Нинурты I украшали две тринадцатилепестковые розетки (эмблема лунного Зодиака), в центре которых были круг и кольцо (символика богини Неба). Розетки размещались по краям алтаря в полукольцах (знаки неба), символизируя тем самым связь этого алтаря с небом, со всеми богами Зодиака.
На ассирийском рельефе (IХ в. до н.э. (31.)) изображено "мировое дерево" с тринадцатью многолепестковыми полурозетками ("бутонами"), равномерно расположенными на широкой петлевидной ленте (символика богини Неба (57.)), обрамляющей это "мировое дерево". Два небесных орла, (на композиции "дерево" в центре между ними) с тринадцатью перьями в каждом крыле, очищают (обмывают) полурозетки. "Дерево" увенчано большой семилепестковой полурозеткой (шумерская астральная символика планеты Земля), самой крупной, красивой и выразительной деталью рельефа, что указывает на отношение к Земле, как к центру мирозданья. Неолитическая символика, (каплеобразные лепестки, петли, кольца и полукольца, уголки и двойные уголки; бычьи рога и сакральные числа: 3 и 4, 5 и 10) применённая на рельефе для выражения глобальной, галактической связи Великой богини Неба и Великого бога Земли, подтверждает глубочайшую древность такого образа "мирового дерева".
На гипсовом рельефе из Нимруда (Ассирия; IХ в до н.э.(49-1.с399)) изображено "мировое дерево", выполненное в той же манере, что и описанное, но с некоторыми интересными особенностями: над "деревом" помещён крылатый солнечный диск - эмблема бога Ашшура ("Всевидящий"); (т.е. бог Ашшур (Ассирия) над всё и всем, он - вечный владыка Вселенной, всего тогдашнего мира); на месте орлов стоят царь Ашшурнасирпал II (слева от "дерева") и крылатый бог (справа); большая полурозетка оснащена тринадцатью лепестками (символ солнечного Зодиака с тринадцатью знаками); а обрамляющая "дерево" лента несёт на себе 28 "бутонов" - "домов" лунного Зодиака, ибо бог Наннар (Син) считался "господином богов знаков Зодиака" (лунный Зодиак древнее солнечного).
Судя по тому, что, в отличие от "черноголовых", традиция применения числа 13 для выражения количества знаков солнечного Зодиака, постоянно (по крайней мере, до IХ в. до н.э.) соблюдалась ассирийцами, северными аккадскими племенами (хотя и на рельефах видны признаки влияния шумерской культуры: астральное обозначение Земли, бахрома на одеянии персонажей), можно предположить, что у древнеаккадских племён, мигрировавших из Аравии в страну Сеннаар, Зодиак состоял из тринадцати знаков - "домов".
В качестве образчика традиционного использования евреями астрального числа тринадцать (как отголосок проявления древнеаккадских представлений) можно привести, например, "игдаль" - тринадцать основ веры в иудаизме; в раю Бог сидит между тринадцатью праведникам; Иосиф видит во сне тринадцать небесных объектов: Солнце, Луну и одиннадцать звёзд (Быт.37.9); общее число колен Израилевых - тринадцать (двенадцать родов, получивших земельные наделы, и безземельное колено Леви).


Триада, "лунарное" число три, в целом ряде традиций (особенно, в христианской: "Бог троицу любит", пословица) квалифицируется как образ абсолютного совершенства и превосходства, как "основная константа мифопоэтического макрокосмоса и социальной организации" (49-2. с630). Под влиянием этой традиции в Древнем Египте, при выдвижении жрецами какого-либо божества в качестве главного, верховного, его делали триединым. В Уре, городе Древней Месопотамии, храм (зиккурат) бога Луны имел три яруса. Жители земли Сеннаар при молении воздевали к божеству руки три раза.

В этой теме есть ещё 2 сообщения (-й, -е).

Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.


Регистрация Вход
 
Ответить

Вернуться в «Нумерология»