
Карпаты растянулись длинной горной цепью по территории семи государств - Чехии, Польши, Словакии, Украины, Венгрии, Румынии и Австрии. Образовалась эта горная система по геологическим меркам совсем недавно - "всего" около 25 миллионов лет назад. Карпаты продолжают расти и сейчас, в среднем на 1 - 4 см. в год.
Здесь, на территории украинских Карпат располагается историческая земля и колыбель удивительного народа - гуцулов.
Гуцульщина включает в себя горные районы Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. В последние 300 лет эту территорию делили между собой Османская Империя, Польша, Венгрия, Австро-Венгрия, Румыния и Чехословакия. Но сейчас практически все гуцулы проживают на территории Украины.
Впрочем, находились ли их земли под рукой османа, мадьяра или ляха, они продолжали бережно хранить свои традиции, законы и верования.
Сегодня существует множество версий о происхождении гуцулов - единства среди этнографов нет. В Украине этот народ считают особым самобытным обществом, которое, роднясь с основным народом, имеет всё же некоторые исторические и культурные различия.
Само название "гуцул" трактуется исследователями по-разному. Наиболее распространённая версия гласит, что так называли карпатских горцев румыны (даки). По-румынски "гуцул" означает "разбойник, дикий человек". По другой версии считается, что слово "гуцулы" последовательно рождалось от слова "кочулы" (от глагола "кочевать").
Основным занятием гуцулов были скотоводство и охота. Земледелие горцы практиковали, но в качестве второстепенного источника благосостояния. Это всё значительно отличало их быт от жизни, которую вело население равнинных регионов Буковины, Галлиции и Закарпатья.
Благодаря своей естественной изоляции, гуцулы смогли сохранить свою уникальнейшую культуру - традиционные народные промыслы популярны в Карпатах и сегодня.

Сверхъестественные способности мольфаров базируются на их связи с окружающим миром. В отличие от магов и чародеев, использующих в качестве движущей силы собственную волю, мольфары опираются на естественную, природную энергию и выступают скорее не преобразователями действительности, а лишь проводниками силовых потоков.
Таким образом, мольфарская традиция схожа с учением друидов в культуре кельтов.
Мольфары творят волшебство через определённые ритмо-слоговые формулы. Такие заговоры чародеи произносят во время ритуала исцеления, разгона туч, при создании оберегов и т.п.
Предполагается, что чародеи призваны служить своему народу. Добрых, отзывчивых мольфаров, которые помогали односельчанам своей ворожбой, в гуцульских деревнях любили и называли белыми. Несмотря на то, что они владели уникальным волшебным даром, такие мольфары не были отшельниками. Они, как и обычные жители заводили семью, растили потомство, строили хаты, трудились вместе с односельчанами.
Напротив, когда колдун переставал помогать людям, а его чары несли вред, его называли черным. Черных мольфаров боялись и сторонились, и относились к ним враждебно. Обычно, чувствуя негативное отношение к себе, такие колдуны уходили жить на отдалённые хутора.
Слово «мольфар» имеет два значения, первое: «волшебник» и произошло оно от «мольфа» - «зачарованный предмет». Каждый мольфар имеет такой предмет и именно в нем сосредоточена вся его сила, а что это за предмет не знает никто, кроме него самого. С помощью мольфы волшебник может укрощать стихии и исцелять. Второе значение: «изгнанный» или «злой дух». Слово «мольфар» не зря имеет две абсолютно противоположных трактовки, ведь мольфарство, как и любая магия, бывает «черной» – лунной и «белой» – солнечной.
Все мольфары обладают знаниями, как о солнечной, так и о лунной магии. Последователи этой традиции считают, что в природе все уравновешено: если есть начало, значит, есть и конец, если есть черное, значит, есть и белое, а добро не может существовать без зла и в человеке присутствуют оба эти начала. Он только может выбирать сторону, на которой ХОЧЕТ «играть», но какой «цвет» имеют его деяния, покажет только время, потому что и добро, и зло с равной силой способны как созидать так и разрушать.
В своей практике они используют все дары природы: травы, цветы, деревья, энергию молчаливого камня, звонкого железа, танцующего огня, древних гор и стремительных потоков рек. Карпатские волшебники считают, что исцеляет и помогает людям природа и Бог, они же только проводники, которые направляют энергию, дарованную свыше.
Мольфары очень набожные люди. Мольфарство изначально языческая традиция, но приняв христианство, его последователи не утратили своей связи с природой.

У карпатских магов есть универсальное слово – «громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами).

Вообще в мольфарской традиции многие обряды и магические предметы связанны с грозой, молнией и громом, но сила мольфара не в предметах, его сила - в слове, «прымивках» (заговорах) и … музыке.
Лечит мольфар заговорами, освященной водой, минералами и, естественно, травами и зельями, которые сам и собирает в строго определенный дни и часы. Коренья – во второй половине дня, наземную часть растений – в первой. Есть травы, которые собираются только на рассвете, а иные требуют ночной поры. Ведь каждая трава имеет собственное биополе, и от этого зависит, когда ее собирать.
О некоторых из трав в Карпатах созданы легенды. О «золотом корне» (родиоле розовой), о мандрагоре – королеве любовной магии, о «джынджуре» – горечавке желтой, которую называют карпатским женьшенем, и перед чудодейственной силой которой гуцулы преклоняются по сей день.
И еще одним мольфарским методом лечения является музыка. А точнее – игра на дрымбе, старинном гуцульском инструменте.

Этот инструмент обладает необыкновенной силой – это магия в звуках, заговор в музыке. Звуками дрымбы, говорит шаман, можно излечить болезнь, эти звуки пробуждают энергию дерева, камня, металла, они дают мольфару особую силу, тем более что и дрымбы делает он сам. С помощью этих звуков можно очаровать любимого человека, привлечь дикого зверя, врага превратить в друга…

Ритуал инициации. Это психологически сложное мистическое действие призвано обеспечить переход мольфара из прежней жизни в будущую. При этом воспроизводится момент смерти физической и духовной, вслед за которым приходит перерождение в новом качестве и в новом мире. У карпатских мольфаров была распространена инициация через ритуальные костры.
Во время инициации мольфар получал духа-покровителя, а так же возможность общаться с другими духами-союзниками. А окрестные колдуны узнавали о том, что в их чародейский цех прибыло пополнение.
Кроме растений и духов-покровителей были у мольфаров и животные-помощники. Необычные питомцы служили для поддержки связи хозяев с природой и другими мирами. Говоря современным этнографическим языком, у каждого мольфара был свой тотем, воплощённый в живом существе - кошке, собаке, баране, птице и так далее...
Каждой весной, как только сойдет снег, мольфар исполняет древний шаманский обряд «обретения силы». Он уходит в горы, находит по одному ему ведомым признакам пещеру и замуровывается там без пищи и воды. Обкладывается дерном и мхом, закрывает вход камнями, чтобы ни один луч света, ни один звук извне не проникал в это убежище. Там, погрузившись в глубочайшую медитацию, мольфар пребывает двенадцать дней. Так он очищается от всей нечисти и скверны, которая могла пристать к нему на протяжении года во время лечебных сеансов. Так он получает новый заряд духовной силы.
В целом мольфарская культура очень загадочна. Мольфаров не много и как уже говорилось они не афишируют своё существование и способности. Живут они как правило в не больших горных деревнях в Карпатах и излечивают местных, а также приезжих больных. Известными широкой общественности, мольфары стали благодаря книге Михаила Коцюбинського – «Тіні забутих предків» написанной в далёком 1911 году, по мотивам которой был снят фильм в 1964 году.
Мольфара уважают и побаиваются. К мольфару идут на поклон, когда есть потребность. Его задабривают и вознаграждают, когда он помогает. Мольфар, если и назначает плату за работу, то только после видимого результата. При выполнении договоренностей - все в порядке. Если заказчик пытается перехитрить мольфара - расплата наступает быстро. В такой форме, что человеку станет все понятно раз и навсегда.