Изображение

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940

Мольфары – карпатские шаманы.

Греческая традиция, Древнеегипетские мистерии, Африканская магия, Арабская магия, мифология, амулеты, талисманы цыган, Румынская магия, Магия в Священном Писании, культы, пантеоны, магия Востока, шаманизм, вербальная магия, ведьмы и ведовство, Карибская магия, Santa Muerte, итальянское колдовство, колдовские традиции Армении.
Ответить
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16898
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

02 июл 2015, 14:15

Тени могущественных деревьев, окутанные белым, почти синим туманом, таинственно дремлют на вершинах Карпатских гор. Быстрые реки серебряными цепочками спускаются вниз к большим потокам. Горы, кажется, острием пробивают небеса, а в воздухе витает запах сосен. Маленькие, едва заметные, дома разбросаны между верхушками холмов, будто путешественники, заблудившиеся в горах. Заснеженные и сокрытые туманом горные хребты, прозрачные озера и ревущие водопады, глубокие пещеры, несущие в себе множество тайн и секретов... И магическую тишь разрезает могущественный гул трембиты. Изображение Здесь обитает волшебство. И местные прекрасно об этом знают. Испокон веков магия здесь считалась обычным делом, детям запрещали ходить в лес одним, видимо, на это были причины. А старожилы рассказывали множество невероятного о тех, кто обитает в лесу. И эти тайны гор передавались из поколения в поколение. Детей учили, как защищаться от тёмных сил, и как призывать на помощь светлых, и что выжить в Карпатах можно, лишь приспособившись ко всему, что они скрывают.

Карпаты растянулись длинной горной цепью по территории семи государств - Чехии, Польши, Словакии, Украины, Венгрии, Румынии и Австрии. Образовалась эта горная система по геологическим меркам совсем недавно - "всего" около 25 миллионов лет назад. Карпаты продолжают расти и сейчас, в среднем на 1 - 4 см. в год.
Здесь, на территории украинских Карпат располагается историческая земля и колыбель удивительного народа - гуцулов.
Гуцульщина включает в себя горные районы Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. В последние 300 лет эту территорию делили между собой Османская Империя, Польша, Венгрия, Австро-Венгрия, Румыния и Чехословакия. Но сейчас практически все гуцулы проживают на территории Украины.
Впрочем, находились ли их земли под рукой османа, мадьяра или ляха, они продолжали бережно хранить свои традиции, законы и верования.

Сегодня существует множество версий о происхождении гуцулов - единства среди этнографов нет. В Украине этот народ считают особым самобытным обществом, которое, роднясь с основным народом, имеет всё же некоторые исторические и культурные различия.
Само название "гуцул" трактуется исследователями по-разному. Наиболее распространённая версия гласит, что так называли карпатских горцев румыны (даки). По-румынски "гуцул" означает "разбойник, дикий человек". По другой версии считается, что слово "гуцулы" последовательно рождалось от слова "кочулы" (от глагола "кочевать").
Основным занятием гуцулов были скотоводство и охота. Земледелие горцы практиковали, но в качестве второстепенного источника благосостояния. Это всё значительно отличало их быт от жизни, которую вело население равнинных регионов Буковины, Галлиции и Закарпатья.
Благодаря своей естественной изоляции, гуцулы смогли сохранить свою уникальнейшую культуру - традиционные народные промыслы популярны в Карпатах и сегодня. Изображение Самобытная гуцульская культура сохранила до наших дней уникальную традицию - мольфарство. Мольфарами горцы называли своих колдунов. Когда-то в каждой здешней деревне жил мольфар. Он оберегал ввереное ему судьбой поселение от разных напастей. Карпатские чародеи выступали носителями древних и секретных знаний своего народа, умели врачевать, управлять погодой и предсказывать будущее.
Сверхъестественные способности мольфаров базируются на их связи с окружающим миром. В отличие от магов и чародеев, использующих в качестве движущей силы собственную волю, мольфары опираются на естественную, природную энергию и выступают скорее не преобразователями действительности, а лишь проводниками силовых потоков.
Таким образом, мольфарская традиция схожа с учением друидов в культуре кельтов.
Мольфары творят волшебство через определённые ритмо-слоговые формулы. Такие заговоры чародеи произносят во время ритуала исцеления, разгона туч, при создании оберегов и т.п.

Предполагается, что чародеи призваны служить своему народу. Добрых, отзывчивых мольфаров, которые помогали односельчанам своей ворожбой, в гуцульских деревнях любили и называли белыми. Несмотря на то, что они владели уникальным волшебным даром, такие мольфары не были отшельниками. Они, как и обычные жители заводили семью, растили потомство, строили хаты, трудились вместе с односельчанами.
Напротив, когда колдун переставал помогать людям, а его чары несли вред, его называли черным. Черных мольфаров боялись и сторонились, и относились к ним враждебно. Обычно, чувствуя негативное отношение к себе, такие колдуны уходили жить на отдалённые хутора.

Слово «мольфар» имеет два значения, первое: «волшебник» и произошло оно от «мольфа» - «зачарованный предмет». Каждый мольфар имеет такой предмет и именно в нем сосредоточена вся его сила, а что это за предмет не знает никто, кроме него самого. С помощью мольфы волшебник может укрощать стихии и исцелять. Второе значение: «изгнанный» или «злой дух». Слово «мольфар» не зря имеет две абсолютно противоположных трактовки, ведь мольфарство, как и любая магия, бывает «черной» – лунной и «белой» – солнечной.
Все мольфары обладают знаниями, как о солнечной, так и о лунной магии. Последователи этой традиции считают, что в природе все уравновешено: если есть начало, значит, есть и конец, если есть черное, значит, есть и белое, а добро не может существовать без зла и в человеке присутствуют оба эти начала. Он только может выбирать сторону, на которой ХОЧЕТ «играть», но какой «цвет» имеют его деяния, покажет только время, потому что и добро, и зло с равной силой способны как созидать так и разрушать.

В своей практике они используют все дары природы: травы, цветы, деревья, энергию молчаливого камня, звонкого железа, танцующего огня, древних гор и стремительных потоков рек. Карпатские волшебники считают, что исцеляет и помогает людям природа и Бог, они же только проводники, которые направляют энергию, дарованную свыше.
Мольфары очень набожные люди. Мольфарство изначально языческая традиция, но приняв христианство, его последователи не утратили своей связи с природой. Изображение Каждый мольфар имеет свой, неповторимы стиль работы и специализацию. Мольфаров, умеющих разогнать грозовые тучи, отвести град, гуцулы называют «громовниками». Для того чтобы получит власть над стихией, проводится определенный ритуал. Инструментом громовнику служит сделанный из лезвия косы особый нож, которым мольфар «разрезает» грозовые тучи.
У карпатских магов есть универсальное слово – «громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами). Изображение «Громовица» – это и священный предмет, изготовленный из такого «громового дерева», с помощью него мольфар лишает злых колдунов и ведьм силы. А в дохристианские времена в карпатском и южнославянском регионе «громовицами» называли небесных дев – покровительниц отважных воинов. Можно вспомнить и Громовицу – женскую ипостась бога-громовника в южнославянской мифологии… Особое значение в шаманской традиции Карпат имеют «громовые камни», упавшие во время грозы с неба, а также «камни-молнии» – округлые черные камешки неизвестного происхождения. Их находят обычно возле деревьев, пораженных молнией, и мольфары утверждают, что это ядра шаровых молний. Во всяком случае, ни на одну минеральную породу, известную в Карпатах, они не похожи. Мольфар использует эти камни при исполнении особых магических обрядов.

Вообще в мольфарской традиции многие обряды и магические предметы связанны с грозой, молнией и громом, но сила мольфара не в предметах, его сила - в слове, «прымивках» (заговорах) и … музыке.

Лечит мольфар заговорами, освященной водой, минералами и, естественно, травами и зельями, которые сам и собирает в строго определенный дни и часы. Коренья – во второй половине дня, наземную часть растений – в первой. Есть травы, которые собираются только на рассвете, а иные требуют ночной поры. Ведь каждая трава имеет собственное биополе, и от этого зависит, когда ее собирать.

О некоторых из трав в Карпатах созданы легенды. О «золотом корне» (родиоле розовой), о мандрагоре – королеве любовной магии, о «джынджуре» – горечавке желтой, которую называют карпатским женьшенем, и перед чудодейственной силой которой гуцулы преклоняются по сей день.

И еще одним мольфарским методом лечения является музыка. А точнее – игра на дрымбе, старинном гуцульском инструменте. Изображение Играют на нем с помощью губ, зубов, языка и дыхания одновременно. А само звучание напоминает буддистские мантры. Кстати, в Тибете существует аналог дрымбы. Похожий инструмент (варган) используют в магических ритуалах шаманы северных народов. В Карпатах же дрымба известна с незапамятных времен. Интересно, что традиционно она считается женским инструментом. И по сей день каждая вторая гуцулка «умие в дрымбу».

Этот инструмент обладает необыкновенной силой – это магия в звуках, заговор в музыке. Звуками дрымбы, говорит шаман, можно излечить болезнь, эти звуки пробуждают энергию дерева, камня, металла, они дают мольфару особую силу, тем более что и дрымбы делает он сам. С помощью этих звуков можно очаровать любимого человека, привлечь дикого зверя, врага превратить в друга…
Изображение Мольфаром не обязательно должен быть мужчина, это может быть и женщина – мольфарка. Но неизменно мольфарами стают представители рода, это умение передаётся по семейной лини от старших поколений, младшим. При этом не обязательно чтобы ребёнок, которому суждено стать мольфаром, обладал каким то особенным даром, главное чтобы у него были способности к этому, какие это способности и как ребёнок будет их использовать далее, это уже решает мольфар, который будет его учить. Какие знания передаются и как происходит обучение, доподлинно не известно никому, так как мольфары стараются держать свои традиции и умения в секрете от других, не посвященных, они говорят что силы которые им помогают и которые их ведут, могут отомстить за излишнее тщеславие и раскрытие тайны которой уже возможно тысячи лет. Известно что ребенок, какое то время проходит обучение, а затем учитель, старший мольфар, отводит своего наследника в горы и там проводит обряд посвящения, во время которого, ученик попадает в мир духов и там его должны принять. Если все прошло удачно, то мольфар с этого момента получает духовного проводника, который на протяжении всей жизни будет помогать мольфару в его делах.

Ритуал инициации. Это психологически сложное мистическое действие призвано обеспечить переход мольфара из прежней жизни в будущую. При этом воспроизводится момент смерти физической и духовной, вслед за которым приходит перерождение в новом качестве и в новом мире. У карпатских мольфаров была распространена инициация через ритуальные костры.
Во время инициации мольфар получал духа-покровителя, а так же возможность общаться с другими духами-союзниками. А окрестные колдуны узнавали о том, что в их чародейский цех прибыло пополнение.
Кроме растений и духов-покровителей были у мольфаров и животные-помощники. Необычные питомцы служили для поддержки связи хозяев с природой и другими мирами. Говоря современным этнографическим языком, у каждого мольфара был свой тотем, воплощённый в живом существе - кошке, собаке, баране, птице и так далее...

Каждой весной, как только сойдет снег, мольфар исполняет древний шаманский обряд «обретения силы». Он уходит в горы, находит по одному ему ведомым признакам пещеру и замуровывается там без пищи и воды. Обкладывается дерном и мхом, закрывает вход камнями, чтобы ни один луч света, ни один звук извне не проникал в это убежище. Там, погрузившись в глубочайшую медитацию, мольфар пребывает двенадцать дней. Так он очищается от всей нечисти и скверны, которая могла пристать к нему на протяжении года во время лечебных сеансов. Так он получает новый заряд духовной силы.

В целом мольфарская культура очень загадочна. Мольфаров не много и как уже говорилось они не афишируют своё существование и способности. Живут они как правило в не больших горных деревнях в Карпатах и излечивают местных, а также приезжих больных. Известными широкой общественности, мольфары стали благодаря книге Михаила Коцюбинського – «Тіні забутих предків» написанной в далёком 1911 году, по мотивам которой был снят фильм в 1964 году.

Мольфара уважают и побаиваются. К мольфару идут на поклон, когда есть потребность. Его задабривают и вознаграждают, когда он помогает. Мольфар, если и назначает плату за работу, то только после видимого результата. При выполнении договоренностей - все в порядке. Если заказчик пытается перехитрить мольфара - расплата наступает быстро. В такой форме, что человеку станет все понятно раз и навсегда.
Ответить

Вернуться в «Магия в культуре и традициях народов мира»