Святая Смерть (Santa Muerte), известная также как "Тощая" (La Flaca) и "Белая Девочка " (La Nina Blanca), как правило, выглядит в виде человеческого скелета, покрытого белым или черным одеянием, в одной руке она держит косу, в другой у нее земной шар. Коса символизирует как процветание (в качестве инструмента сбора урожая), так и момент смерти (в качестве режущего инструмента), в то время как земной шар представляет власть смерти над миром. Другие объекты, которые также изображаются вместе с Santa Muerte – весы (справедливость - мы все должны умереть), песочные часы (ограниченное время жизни на земле) и сова (мудрость).

В первый день каждого месяца толпа верующих в Santa Muerte заполняют улицы пригорода мексиканской столицы Тепито. Они молятся у алтаря, выставленного в окне одного из домов. Некоторые последователи культа проделывают последнюю часть пути к алтарю на своих коленях, сдирая их в кровь, многие из них курят марихуану, которая имеет прямое отношение к Святой Смерти. После коллективной молитвы, верующие оставляют у алтаря подношения: деньги, конфеты, табак, цветы и свечи, и свои просьбы к Santa Muerte.

Первый приход церкви «Святой Смерти» появился в 1999 году, а до сего времени он распространялся от человека к человеку без фиксированной церкви, начав своё победное шествие с севера Мексики в 60-х годах 20-го века. Однако, корни почитания смерти уходят очень глубоко.
Культ её появился в результате слияния католичества с остатками ацтекской религии, в которой поклонялись планете Венере как могущественному божеству смерти.

Ещё один источник связывает происхождение легенды с городом Веракрус, где некий колдун якобы видел образ смерти во снах. Смерть велела ему изготовить её точное изображение, пообещав поклонникам безболезненную смерть.
Атрибутика и ритуалы поклонения Santa Muerte на высоте, как если бы это была по-настоящему великая религия.
Обычно «костлявая дева» изображается в виде статуи, в одной руке у которой — земной шар, в другой — коса. Бывают изображения Смерти с весами — символом справедливости и равноправия для всех.
Традиционно одеяние у Santa Muerte белое. Белая Смерть символизирует чистоту и невинность. Отсюда ещё одно её название — Белая Девочка.
Но если Santa Muerte просят о любви, то накидка у статуи должна быть красной. Если имеются проблемы с законом — зелёной, а если достали финансовые трудности — золотой. Santa Muerte в чёрном символизирует силу преодоления жизненных препятствий.
Santa Muerte иногда «замещает» Святую Деву Марию Гваделупскую, почитаемую в Латинской Америке, красуясь в синем плаще с золотыми звёздами и полностью имитируя иконописный образ последней.
Ныне Santa Muerte понастроили сотни часовен. Во многих городских кварталах и частных домах есть свои отдельные святилища, где высятся жуткие фигуры скелетов в длинных одеждах с косами Смерти — в окружении свежих цветов и прочих подношений. Особенно по вкусу Santa Muerte сигары, деньги, текила, ром, шоколад и золотые украшения.
В каждую первую ночь месяца проводится «месса» с благословением. Молясь, используют «новенас» — католический молитвенный ритуал.
К её алтарю приближаются только на коленях. Некоторые обряды исполняют исключительно дети (чаще маленькие девочки). Считается, что Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Самое любопытное, что истовые почитатели «костлявой девы» настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и, поклоняясь Святой Смерти, они продолжают считать себя правоверными католиками.
Католические священники в растерянности и панике. Официальная церковь буквально на каждом мексиканском углу осуждает культ Santa Muerte, настаивая на отсутствии связи между почитанием «костлявой девы» и настоящим христианством.
Однако число приверженцев Santa Muerte увеличивается с каждым годом. «Это превращается в настоящую чуму», — восклицает священник Серджио Роман, настоятель прихода в Тепито — самом опасном квартале Мехико с наиболее высоким уровнем преступности и наркозависимости, и где, кстати, был построен первый храм Santa Muerte.
Сегодня татуировки или образки святой Смерти Santa Muerte можно увидеть не только у бандитов, но и у таксистов, полицейских, водителей, продавцов, проституток, танцовщиц в ночных клубах.
В киосках открыто продаются видеопособия, обучающие, как надо молиться Смерти, и даже модные интеллектуалы начали говорить, что этот культ — подлинный.

Справедливость и беспристрастность Святой Смерти сделали её самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь — и Святая Смерть, взвесив меру страданий, может обернуть их в такое же количество радости.
Культ Santa Muerte не проповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми, а наоборот даёт уверенность и силу в отстаивании своих прав. В отличие от той же католической церкви, которая только наказывает и осуждает, но не помогает.
Кроме того, приверженцы культа видят смерть как нечто неоспоримое в жизни, естественный закон, который должен быть принят. И потому её почитают больше Иисуса, так как именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее бога.
Мексиканские власти ныне находятся в сильнейшем затруднении. С одной стороны, культ Santa Muerte не одобряют, типа, это опасные суеверия людей из низшего класса. И против адептов проводятся репрессии, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти. Власти штата Нуэво-Ларедо, например, разрушили более 30 придорожных часовен.
С другой стороны, стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, а прихожане периодически отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte. И ещё устраивают массовые протесты. Так, в ответ на снос часовен прокатились демонстрации под лозунгом «Мы верующие, а не преступники». Кроме того, бороться с культом Святой Смерти призваны полицейские, многие из которых под форменной рубахой носят татуировки с Santa Muerte…

В популярном молитвослове «Санта Муэрте: биография и религия», составленном Хуаном Амбросио, описаны 26 основных ритуалов. Среди них:
• любовный приворот
• защита от колдовства
• защита дома и бизнеса
• возвращение долгов
• разрешение проблем с законом
• очищение денег
