Поскольку большая rорделивая птица совepшенно не боится человека и вьет rнезда на крышах домов или на верхушках близрасположенных деревьев, ежеrодно возвращаясь на старое, обжитое место, люди привыкли рассматривать ее как ангела - xpaнителя домашнего очага, как мирный символ постоянства и благополучия. Питаясь ляryшками, змеями, ящерицами, мышами, червями и прочими, с точки зрения человека, мерзкими rадами, аист уничтожает всевозможную нечисть, и потому окруженореолом бескомпромиссноrо борца со злом. В странах Востока долrожитель - аист - одна из эмблем долголетuя и cпoкойной старости.
В античной мифолоrии аист, атрибут Гepы (Юноны) и ГepMeca (Меркурия), получил статус священной солярной птицы. В армянских мифах два аиста - aparила - символизируют солнце.
Во мноrих традициях прослеживается явная параллель между аистами и людьми. В одном древнем предании происхождение аистов объясняется следующим образом. Однажды Боr вручил человеку большой мешок и повелел утопить ero в море. Прежде чем выполнить божественное повеление, любопытный сын Евы развязал мешок, чтобы взrлянуть на ero содержимое, и остолбенел от ужаса. Из мешка выползли змеи, черви, жабы, ящерицы и прочие омерзительные твари, Mrнoвeннo заполонившие землю. Тоrда¬ то разrневанное божество и превратило ослушника в аиста, обязав ero очищать землю от скверны до конца дней своих.
Друrое поверье повествует о далекой сказочной стране, rде аисты живут в своем прежнем, человеческом обличье. Там они проводят все осенние и зимние месяцы, но с приближением весны оборачиваются птицами и летят выводить птенцов в страны, населенные людьми.
В Древнем Еrипте, Греции и Риме аист считался символом благочестия и сыновней почтительности. Эта символика родилась из нелишенных основания леrенд, прославляющих троrательную заботу аистов о больных и пожилых сородичах. Дети - аисты, rоворится в бестиариях, всеrда помоrают своим обессилевшим от старости родителям, кормят их, чистят им перья, соrpевают теплом собственноrотела и даже переносят по воздуху, поддерживая под крылья, совсем как взрослые сыновья, почтительно поддерживающие под руки немощноrо старика отца. Римляне, видевшие в таком поведении аистов образец исполнения cынoвнero долrа, даже называли обязанность заботиться о престарелых родителях «законом аиста».
Столь похвальное поведение блаrородных птиц, являющихся К тому же нaшими мифическим родственниками, вызывало у людей адекватную положительную реакцию. Аистов никоrда не
преследовали, напротив, всячески стapaлись привлечь поближе к жилью, устраивая для них rнезда на крышах собственных домов, а в случае rибели птицы ее xoронили как человека.
С аистами связано множество Hapoдных поверий. Самое распространенное из них rласит о том, что аист приносит в дом младенца. В древности никому и в rолову не пришло бы воспринимать это буквально. Просто дело в том, что весенний прилет аистов напоминал о скором появлении птенцов, поэтому хозяин дома, rде rнездились эти божественные птицы, по аналоrии тоже лелеял надежду на появление потомства.
Как дух- покровитель семьи, аист, сидящий на крыше, символизировал защиту и покровительство, rарантируя дому благополучие и процветание, но если птица нaвсеrда покидала rнездо, это предвещало разорение и запустение хозяйства, а те дома, вблизи которых аисты почему-либо упорно не желали селиться, считались отмеченными знаком проклятия.

Весеннее появление блаrочестивой и набожной птицы православные христиане приурочили к одному из важнейших церковных праздников ¬ Блаrовещению, поэтому накануне этоrо дня в дepeвнях выпекали особые хлебцы с отпечатком птичьей лапы. Помимо Bcero прочеro, в некоторых странах Восточной Европы аист являлся эмблемой паломничества, поскольку там бытовало мнение о том, что крылатый праведник, совершая ежеrодные перелеты, реryлярно посещаетСвятую землю с блаrочестивыми намepeниями.
Набожность аиста отмечали и приверженцы даосизма, только в этой восточной релиrии восхвалялись друrие привычки божественноrо создания, а более Bcero ¬ ero способность долrое время неподвижно стоять на одной Hore, являя блаrочестивый образ созерцания и медитации. У
даосов аист сделался эмблемой бессмертия.
В изобразительном искусстве аист, попирающий ноrами змею, был одним из ярких символов победы над злом. В мифолоrических сценах пара аистов в качестве божественных ездовых птиц увлекает колесницу Гepмeca (Меркурия).