Изображение

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940

Треугольник

Символика предметов, животных, природных явлений в разных культурах мира.
Ответить
Аватара пользователя
Ярило
Опытный
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 03 июн 2014, 11:23

19 мар 2015, 02:38

Треугольник — универсальная геометрическая фигура, чья символическая трактовка определяется типом, видом расположения или комбинацией треугольников. Наиболее отчетливой символикой обладает только один тип этой плоскостной фигуры — равносторонний треугольник. Его значения, связанные с целым рядом ассоциаций, напрямую зависят от того, куда направлена вершина треугольника. Равносторонний треугольник с вершиной, направленной вверх, олицетворяет божественное совершенство и гармонию, служит знаком солнца и огня, жизни и сердца, горы и духовного подъема. Треугольник, перевернутый вершиной вниз, является знаком луны, воды и дождя. Два таких треугольника, соприкасающиеся вершинами, символизируют цикличность, растущую и убывающую Луну, начало и конец, жизнь и смерть. В точке их соприкосновения происходит коренная трансформация, одно явление переходит в противоположное. Наконец, два пересекающихся равносторонних треугольника, образующих гексаграмму (шестиконечную звезду, именуемую в оккультизме «Щитом Давида» или «Печатью Соломона»), знаменуют единство противоположностей.

Символика равностороннего треугольника теснейшим образом связана с человеком. Треугольнике вершиной, направленной вверх, — древний фаллический знак, символ созидательной мужской силы; перевернутый треугольник — еще более древний знак женского начала, символ плодородия и эмблема богини-матери (в примитивных культурах этот треугольник, с линией, проведенной из вершины, ассоциировался с женскими гениталиями). «Женский» и «мужской» треугольники, соединенные вершинами, естественным образом составляют эмблему сексуальной гармонии. Угрозу для этой гармонии выражает так называемый любовный треугольник. Основанный на принципе: «третий — лишний», «любовный треугольник является символом острого конфликта в интимной сфере, порожденного появлением третьего партнера.

В философии пифагорейцев геометрическая фигура с тремя углами была символом числа «3» и эмблемой мудрости, по праву принадлежащей богине Афине.

Любопытное истолкование получили разные виды треугольников в учении Ксенократа из Калхедона (ок. 395—312 гг. до н.э.). Руководитель Афинской платоновской академии называл равносторонний треугольник «божественным», равнобедренный — «демоническим», а разносторонний — «человеческим». В первом из них, по мнению Ксенократа, воплотились божественная гармония и совершенство; во втором — скрытая ущербность при кажущейся правильности; что же до третьего, то его неправильная форма прозрачно намекает на несовершенство человека.

В религии египтян, индусов, кельтов, скандинавов, ацтеков, инков и многих других народов треугольник мог олицетворять триаду главных богов. У египтян, например, вертикальная сторона треугольника ассоциировалась с Осирисом, горизонтальная — с Исидой, а гипотенуза — с их сыном Гором.

В христианской иконографии три ипостаси Бога (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), составляющие Святую Троицу, изображались либо в виде равностороннего треугольника, либо в форме треугольника, образованного тремя пересекающимися кругами. Символами триединого христианского Бога были также треугольный нимб и глаз в треугольнике (эмблема «Божьего ока»).

В голубом масонстве золотая эмблема «всевидящего Божьего ока» пополнилась дополнительным элементом совершенства— девятью лучами, исходящими из ее центра.

В алхимии два равносторонних треугольника с вершинами, направленными вверх и вниз, обозначали, соответственно, огонь и воду. Взятые вместе, они символизировали единство противоположностей: сущность и субстанцию, стабильность и изменчивость, дух и материю и т.д.

В аллегорическом искусстве треугольник в качестве музыкального инструмента принадлежал музе Эрато, исполнявшей под его аккомпанемент лирические песни.

ТреугольникВ восточном оккультизме магическая «Печать Соломона»,
http://magicsym.ru/wp-content/uploads/2 ... lnik_1.png
образованная в результате пересечения белого и черного треугольников, расценивалась мистиками как могущественнейший талисман, передающий его обладателю власть над материей и позволяющий повелевать джиннами. Злобные джинны боялись магической гексаграммы пуще, чем черти — крестного знамения. Об этом можно судить хотя бы по средневековым арабским сказкам, описывающим излюбленный способ наказания строптивых духов. Согнутого «в три погибели» опального джинна повелитель заталкивал в пустой кувшин, опечатывал горлышко «Печатью Соломона» и забрасывал сосуд далеко в море. Несчастный страдалец, заключенный в тесную темницу, тысячи лет носился по морским волнам, тщетно взывая о помощи и милосердии. В тот момент, когда он окончательно перевоспитывался и давал клятву раз и навсегда порвать со своим криминальным прошлым, кувшин попадал в сети какого-нибудь бедного рыбака. Вытащив улов и взломав печать на кувшине, бедняк освобождал узника и обретал в его лице верного и могущественного слугу. Благодарный джинн сначала открывал своему спасителю тайну древних кладов, а затем устраивал его брак с какой-нибудь прекрасной, но очень капризной принцессой, которая в конце концов тоже перевоспитывалась и превращалась в образцовую домохозяйку.

В истории европейского костюма XVIII столетия весьма заметное место принадлежит треуголке — украшенной перьями и галунами фетровой шляпе, с полями, сдавленными в трех углах. Мода на этот оригинальный головной убор, возникшая во Франции, быстро распространилась по всем странам Европы. Треуголку признали не только дворяне, но и представители третьего сословия; во многих армиях мира, в том числе и в российской, треуголка была частью униформы; а в период рококо ее стали носить и женщины. Таким образом, треуголку, покорившую все сердца и увенчавшую головы всех модников и модниц XVIII века, следует признать самым универсальным головным убором Нового времени.

В середине XX века символом мрачной, зловещей тайны сделался так называемый Бермудский треугольник — аномальный район в западной части Атлантического океана, с углами, образованными Бермудскими островами, южной частью полуострова Флорида и островом Пуэрто-Рико. Эту загадочную зону нашей планеты, где корабли и самолеты бесследно исчезают без всяких видимых причин, молва окрестила также «Адовым кругом», «Кладбищем Атлантики», «Гаванью пропавших кораблей» и «Треугольником дьявола».

Термин «Бермудский треугольник» впервые ввел в обращение американский журналист В. Геддис в 1964 году. Именно тогда и родилась жуткая легенда о дьявольском треугольнике. Сотни книг и тысячи статей, посвященных этой теме, окутали треугольник флером непроницаемой мистической тайны. Много шума наделали, в частности, книги американского писателя Ч. Берлитца «Бермудский треугольник» и «Без следа». В погоне за сенсацией авторы выдвигали самые фантастические и нелепые гипотезы: одни толковали о пришельцах, другие — об атлантах, третьи — об искривлении времени и пространства и т.д. и т.п., но подлинно научным исследованием проблемы занимались единицы. К их числу принадлежал бывший пилот, сотрудник библиотеки Аризонского университета, Лоуренс Давид Куше, детально рассмотревший все случаи таинственных исчезновений, имевших место в пресловутом треугольнике со времен Христофора Колумба. Итогом его титанического труда стала книга «Бермудский треугольник: мифы и реальность», безжалостно развенчавшая популярнейшую легенду нашего времени. Вот вывод Л.Д. Куше, сформулированный в этой книге: «Легенда о Бермудском треугольнике — это искусственно сфабрикованная мистификация. Она возникла в результате небрежно проведенных расследований, а затем была доработана и увековечена авторами, которые с умыслом или без умысла использовали неверные теории, ошибочную документацию и всевозможные откровения, бьющие на сенсацию. Эту легенду повторяли такое бесчисленное множество раз, что в конце концов ее стали воспринимать как нечто достоверное».

В военной эмблематике треугольник был знаком отличия младшего командного состава Красной армии. С 1919 года нашивка в форме треугольника из красной ткани с черной окантовкой размещалась на обшлагах обмундирования под красной пятиконечной звездой; с 1922 года ее носили на специальном нарукавном клапане, а в 1924—1935 годах красные металлические треугольники крепились на петлицах. Один треугольник обозначал командира звена; два треугольника — командира отделения, расчета, легкого танка или бронеавтомобиля; три треугольника — помощника командира взвода, а четыре треугольника — старшину роты, батальона, батареи, дивизиона или заместителя политрука. На короткий период с 1922 по 1924 год. большой треугольник золотого цвета занял высшую ступень в символической военной иерархии, сделавшись отличительным знаком самого главнокомандующего.

Самое широкое применение нашел треугольник и в современной эмблематике. Отдельная группа дорожных знаков, вписанных в желтый треугольник с красным окаймлением, носит предупреждающий характер, информируя водителя о той или иной опасности, ожидающей его на дороге. Аналогичную функцию выполняют и некоторые технические знаки — зигзаг молнии, восклицательный знак и другие знаки, помещенные внутри желтого треугольника, требующие внимания и предупреждающие об опасности.

В наше время интерес к магической гексаграмме, несколько угасший в Европе, с новой силой возродился на африканском континенте. В Эфиопии, например, золотая шестиконечная «звезда Давида» является главным элементом двух высоких государственных наград — орденов «Печати Соломона» и «Царицы Савской».

ТреугольникВ классической геральдике треугольнику не нашлось достойного места, но в современной отечественной геральдике эта фигура иногда используется. За примером можно обратиться к гербу г. Магнитогорска Челябинской области, принятому 17 июня 1993 года. О символике изображенного здесь черного треугольника нетрудно догадаться, если вспомнить, что на географических картах с указанием мест добычи полезных ископаемых именно таким знаком обозначаются месторождения железной руды.

http://magicsym.ru/wp-content/uploads/2 ... lnik_2.png
Ответить

Вернуться в «Символизм»