Изображение

Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров viewtopic.php?f=814&t=13940

Копье

Символика предметов, животных, природных явлений в разных культурах мира.
Ответить
Аватара пользователя
Ярило
Опытный
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 03 июн 2014, 11:23

19 мар 2015, 03:02

Копье — второе по значению (после меча) оружие древности и Средневековья, символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. Сломанное копье — символ войны или опытного воина.

В мифологии народов планеты нашли отражение все эти символические значения. Эмблемой победы служит копье Индры — индуистского бога войны. Копье помогает одержать победу греческой богине мудрости Афине в ее споре с Посейдоном за покровительство над главным городом Аттики: вонзенное в землю, копье Афины зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Жители спорного полиса, отведав невиданных дотоле плодов, единодушно присудили победу Афине и назвали свой город в ее честь.

Фаллический символизм прозрачно обозначен в японском мифе о боге-демиурге Идзанаги. Вместе с супругой Идзанами Идзанаги стоял на небесном мосту и колыхал морские воды своим длинным драгоценным копьем. Капли воды, стекавшие с конца копья, превращались в земную твердь, из которой и образовалисьЯпонские острова.

В финикийском мифе, посвященном богу бури Хададу, как и в вышеупомянутом греческом мифе об Афине и Посейдоне, копье является символом плодородия. Пробуждая плодородие земли, порывистый Хадад вонзает в нее копье — молнию с зигзагообразным древком.

В мифологии символика копья может принимать и другие значения. Например, в поверьях андаманцев, злой дух Чол ранит людей во время дневного зноя своим невидимым копьем. В данном случае совершенно очевидна ассоциация невидимого копья с солнечным ударом.

В христианской религии копье является символическим олицетворением Страстей Господних, поэтому Святое Копье, называемое также Копьем Судьбы, Копьем Власти и Копьем Лонгина — одна из наиболее почитаемых христианской церковью реликвий.

Легенда приписывает изготовление чудесного копья, появившегося задолго до Рождества Христова, третьему первосвященнику Иудеи, могущественному магу Финеесу. После смерти Финееса магическое копье, якобы способное даровать владельцу беспредельную власть над судьбами мира, пошло, что называется, по рукам. В древней Палестине им владели библейские цари: Иисус Навин, Саул и Ирод. Из покоренной Иудеи магическое копье перешло к римлянам. После того как центурион Лонгин пронзил им бок Спасителя, распятого на кресте, это легендарное оружие приобрело еще большее магическое могущество, и с тех пор его стали именовать Святым Копьем.

Следующими владельцами Святого Копья стали великие римские императоры: Диоклетиан и креститель Константин. После падения Римской империи Святое Копье попало к королям вестготов, а от них — к франкам. Франкские правители Хлодвиг, Дагоберт и Пипин Геристальский с помощью Святого Копья основали и укрепили королевство франков, а Карл Великий, их преемник, победив саксов, аваров, лангобардов и бретонцев, превратил королевство в обширную Франкскую империю. Но однажды он выронил из рук чудесное копье и скончался в тот же день, а его империя вскоре развалилась на части.

После распада Франкской империи Святое Копье таинственным образом исчезает, а затем не менее таинственно обретается во время самого драматичного эпизода Первого крестового похода. Крестоносцы, осажденные в Антиохии несметными полчищами мусульман, оказались на краю гибели. Воины Христа, доведенные голодом до полного отчаяния, уже начали есть вареную мертвечину. Ждать помощи им было неоткуда, и спасти обреченных крестоносцев могло только чудо. И это чудо произошло: провансальский священник Петр Варфоломей, один из участников крестового похода, однажды долго и горячо молился в одной из городских церквей, призывая Господа спасти своих паладинов. Утомленный продолжительной молитвой, священник незаметно для себя заснул. Во сне он увидел апостола Павла, настойчиво указывавшего на землю подле алтаря. Пробудившись, Петр Варфоломей разрыл землю в указанном месте и обнаружил спрятанное там Святое Копье. Весть о чудесной находке быстро облетела все войско крестоносцев, однако многие усомнились в подлинности реликвии. Тогда Петр Варфоломей, дабы убедить маловеров, бесстрашно взошел с найденным копьем на костер и спустя некоторое время вышел из пламени невредимым. Воодушевленные явным покровительством Бога, крестоносцы решились сделать вылазку из крепости. И что же? Им удалось не просто прорваться из осажденного города, как они намечали сначала; могущество Святого Копья помогло им полностью разгромить и обратить в паническое бегство многочисленную армию эмира Кербоги.

От графа Раймунда Тулузского, руководившего вылазкой, магическое копье перешло в руки германского императора Фридриха Барбароссы. Барбаросса с помощью копья усмирил восставшие против его власти итальянские города и изгнал из Рима своего злейшего врага, римского папу. Однако во время Третьего крестового похода Фридрих Барбаросса погиб нелепой смертью — утонул в маленькой, но стремительной горной речке. Около 150 лет после его гибели магическое копье находилось в Святой земле, но крестоносцы, несмотря на это, почему-то терпели одно поражение за другим и в конце концов лишились всех тамошних владений. В середине XIII века, после провала Седьмого крестового похода, французский король Людовик IX Святой привез бесценную реликвию в Европу.

В дальнейшем Святым Копьем завладели Габсбурги, бережно хранившие святую реликвию в Ховбурге, своей главной сокровищнице. Но в 1805 году Наполеон Бонапарт, грезивший о мировом господстве, отнял Святое Копье у их потомков. Счастье не изменяло Наполеону до тех пор, пока копье не было утеряно во время похода на Москву. В 1938 году Копьем Судьбы завладел Гитлер, развязавший чудовищную Вторую мировую войну. Однако реликвия, как видно, не пожелала служить человеконенавистническим устремлениям бесноватого фюрера. После разгрома гитлеровской Германии Святое Копье вернулось к прежним владельцам, и до наших дней оно хранится в венской сокровищнице династии Габсбургов.

В иконографии копье (или дротик) — орудие мученичества многих святых: апостол Фома изображается пронзенным копьем и обнимающим перед смертью крест; копье пронзает грудь Иуды Фаддея; в грудь мученицы Терезы вонзен дротик с горящим наконечником. Лонгин пронзает копьем бок распятого Христа.

Копье является неизменным атрибутом римских воинов и военачальников, пострадавших за христианскую веру: Артемия Антиохийского (обезглавлен), Федора Стратилата (распят), Дмитрия Солунского (пронзен копьями). Из этого скорбного ряда выпадает лишь иконописный образ св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, но и он был казнен за отказ преследовать единоверцев.

В изобразительном искусстве греческая богиня охоты Артемида (римская Диана) представлена с дротиком в руках и колчаном, полным стрел, за плечами. Богиня Афина изображалась в полном боевом вооружении: в шлеме, с копьем и щитом. Примерно так же художники эпохи Возрождения изображали фигуру аллегорической Храбрости.

В геральдике эмблема копья встречается не часто. Ярким примером из рыцарских времен может служить эмблема, присвоенная фавориткой французского короля Генриха II Дианой де Пуатье. Она изображала летящий дротик, перевитый лентой с начертанным на ней девизом по латыни: «Что бы он ни преследовал, он это настигнет».

В русской городской геральдике эмблема копья, не являясь основной, не имеет и самостоятельного значения. Так, в гербе Москвы копье изображено в руках Георгия Победоносца, а в гербе Ростова-на-Дону оно входит в число наступательного и оборонительного вооружения вместе с мечом, луком, стрелой, кольчугой и шлемом. Изредка эмблема копья встречается в гербах российских дворян (Даудовых, Стремоуховых и др.). В современной государственной геральдике эта эмблема не используется.

В военном деле копья применялись еще с доисторической эпохи. Примитивное первобытное копье первоначально представляло собой обыкновенную палку с заостренным и обожженным концом, однако несколько позже на смену этому древнейшему копью пришло другое, усовершенствованное: оно состояло из древка и остроконечного камня, который крепился к древку волокнами растений или кожаными ремешками. Через несколько тысячелетий каменный наконечник был вытеснен металлическим — начинался бронзовый век. Античная эпоха — время подлинного расцвета древнего оружия. В этот период появилось несколько его разновидностей: метательные дротики, ударные копья пехотинцев, колющие кавалерийские пики. Наиболее грозным оружием античности считались македонские сариссы — длиннейшие копья (до 6 метров), которыми вооружались первые шесть рядов македонской фаланги. В бою сариссофоры (солдаты, вооруженные сариссами) клали их на плечи впереди стоящих. Ощетинившаяся страшными сариссами македонская фаланга, наводившая ужас на врага, была непобедима на ровном открытом пространстве, однако на холмистой местности строй фаланги ломался, и тогда сверхдлинные сариссы становились совершенно бесполезными.

В Средние века рыцарские копья делились на два вида: боевые и турнирные. Боевое копье, достигавшее в длину отЗ до 4,5 метра, оснащалось перехватом для руки и металлическим острием, под которым прикреплялся треугольный или четырехугольный значок. Цвета этого значка соответствовали гербовым цветам конкретного рыцаря. Что же касается древка, то лучшим материалом для него считался ясень.

С появлением сверхпрочных цельных металлических доспехов форма боевого копья значительно изменилась: древко стало короче и толще, а к перехвату была добавлена воронкообразная накладка для защиты руки. Как и прежде, под острием крепился гонфанон — треугольный значок. Дротики или сулицы, предназначенные для метания, широко применялись и в эпоху Средневековья, но они никогда не входили в состав рыцарского вооружения — то было оружие простолюдинов.

Тупое турнирное копье, лишенное металлического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, турнирное копье представляло тем не менее немалую опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Действительно, во время столкновения с бронированным всадником турнирные копья часто ломались пополам, но нередко у них обламывались лишь края, и тогда на конце копья образовывался неровный острый отщеп. Если рыцарь не отбрасывал такое деформированное копье, то при следующей сшибке он мог нанести противнику серьезную рану, а то и поразить его насмерть. Так и случилось 1 июля 1559 года на праздничном турнире во Франции, когда капитан шотландской гвардии Габриель де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

В средневековых европейских армиях «копьем» именовалось не только вышеописанное рыцарское оружие, но и небольшое воинское подразделение, наименьшая боевая единица, состоявшая из 3—5 человек: рыцаря, оруженосца, одного или нескольких стрелков. Десятки или сотни таких копий, соединенные под одним штандартом, составляли хоругвь (полк).

Древнерусские ратники использовали копья как ударное и колющее оружие. Длина русского копья составляла около 2 метров. На древко, защищенное иногда металлическим покрытием, насаживали втульчатый наконечник. Наконечники копий были разных форм: трехгранные, четырехгранные, листовидные, но на Руси преобладали удлиненно-треугольные. Для метания русские воины применяли сулицы — полутораметровые дротики с черешковыми кинжаловидными наконечниками. Исконно русским оружием является рогатина — длинное копье с массивным (до 1 кг) наконечником, имевшим форму лаврового листа. Первоначально рогатина использовалась как боевое оружие, но впоследствии чаще применялась при охоте на крупного зверя: медведя или кабана.

Век боевого копья оказался удивительно долгим. Если пехотные отряды копейщиков эффективно действовали на полях сражений лишь до XVIII столетия, то кавалерийские пики дожили даже до начала XX века — русская конница использовала пики еще в период Первой мировой и Гражданской войн.

В наше время копье, «подавшее в отставку» с военной службы, известно лишь как спортивный снаряд. Завуалированное временем имя копья иногда встречается в названиях хорошо известных всем предметов и остается при этом неузнанным. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. Мелкая русская денежная единица, введенная в обращение при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, до сих пор именуется копейкой, поскольку на ней изображен всадник с копьем — популярнейший в России святой, Георгий Победоносец.
Ответить

Вернуться в «Символизм»