Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, совершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жертвенной крови для скрепления клятвы.
Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — заклание домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доставался дым, участникам церемонии — мясо.
Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам почести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из возможных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древнегреческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертвоприношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетельствам. Некоторые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социальной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распределение лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертвоприношение как бы закрепляет и оправдывает социально-экономическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприношение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотношений как между людьми, так и с потусторонними силами.
У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертвоприношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам приносить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.
Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.
Remi Mathis / CC BY-SA 3.0
Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.
Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0
Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и процедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с недавнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.
1. Выберите жертву

Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410–400 годы до н. э.
Кратер — сосуд для смешивания воды и вина.
The Metropolitan Museum of Art
Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое животное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покровительницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кровью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а богиням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтоническим богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными календарями и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца анфестериона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно приносить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зубами, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — беременную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жертву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.
Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприношений в Греции не засвидетельствовано.
2. Найдите профессионального музыканта

Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430–410 годов до н. э.
© The Trustees of the British Museum
Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны называются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение происходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исмения, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпеливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неумело заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.
Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделившись с ним жертвенным мясом.
3. Помойтесь и нарядитесь

Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э.
The Metropolitan Museum of Art
Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные белые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы подчеркнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», чтобы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.
Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей праздничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.
4. Организуйте шествие

Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э.
Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками.
The Metropolitan Museum of Art
Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торжественная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократического происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести лепешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале процессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться священнодействие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что дословно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».
Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для исполнения ритуального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев животного, то ли чтобы отметить важность происходящего.
5. Не забывайте о деталях
У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников ячменной крупой и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, отрежьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглушить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас женщины должны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В некоторых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.

Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons
Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все равно ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мясника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать лучшие куски самым почетным гостям.
Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними органами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам церемония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здоровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными знамениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и других внутренних жидкостей.
_______________________________________
Источники
Аристофан. Мир.
Аристофан. Птицы.
Гесиод. Теогония.
Гомер. Одиссея.
Naiden F. S. Smoke Signals for the Gods: Ancient Greek Sacrifice from the Archaic through Roman Periods. Oxford University Press, 2013.
Ullucci D. Contesting the meaning of animal sacrifice. Ancient Mediterranean Sacrifice. Oxford University Press, 2011.
Van Straten F. T. Hierà kalá: Images of Animal Sacrifice in Archaic and Classical Greece. Brill, 1995.
______________________________________
Автор Алена Чепель